Канье Уэст – пророк современного искусства


Вадим Рутковский
30 October 2019

Всего три дня, с 8 по 10-е ноября, IMAX-кинотеатры России показывают киноперформанс Jesus Is King, самый неожиданный опыт рэпера №1

Получасовое шоу, приуроченное к выходу одноимённого альбома Уэста, снято в кратере Роден и имеет равное отношение и к музыке, и к кино, и к IMAX-аттракциону, и к contemporary art.


Когда на территорию современного искусства заходит чужак, общественность испытывает стресс. Причём с обеих сторон: напрягаются и статусные представители contemporary art, и те, кто знает и ценит пришельца за заслуги в другой сфере. Примеры не нужно искать в истории: 31 октября в Москве открывается 8 Международная биеннале современного искусства, куратором основного проекта стал театральный режиссёр Дмитрий Черняков – и обстановка вокруг события заряжена настороженностью. Новый проект Канье Уэста – получасовой IMAX-experience «Jesus Is King» – не менее смелый шаг в арт-среду; зрелище, в котором фанаты не найдут старых песен Уэста (и кто-то уже успел из-за этого огорчиться).

«Иисуса» легко было бы представить в передовых музеях – если бы музеи обладали возможностями избранных кинотеатров с их исполинскими экранами.

Трейлер «фильма-концерта» (стандартное определение формата звучит в данном случае бедно и не даёт реального представления о визуальном величии экспириенса) сознательно отказывается от использования кадров: это зрелище предназначено исключительно для IMAX-залов, просмотр в любых иных условиях окажется жалким суррогатом.


Про Канье Уэста и его творческие и духовные поиски можно написать поэму размером с «Илиаду»; здесь придётся ограничиться несколькими строчками, имеющими отношение к рождению проекта Jesus Is King. В 2018-м Уэст объявил о работе над альбомом Yandhi – в честь Махатмы Ганди (неологизм в названии объединял прозвище Уэста Ye и фамилию легендарного сторонника ненасилия Gandhi; похоже Канье уже поступал с Иисусом, выпустив в 2013-м альбом Yeezus), но релиз так и не случился. Зато в начале 2019-го Уэст официально увлёкся госпелом – придумав коллаборацию Sunday Service (впервые Уэст рассказал об интересе к этой ветви христианской музыки в 2016-м, в год выхода седьмого студийного альбома The Life of Pablo, где элементы госпела звучали в заглавной композиции). 6 января Ким Кардашьян-Уэст написала в твиттере о старте организованных Канье закрытых (только для тех, кого супруги приглашают лично) воскресных служб.

Эти величественные (и во многом сходные с театральными перформансами, где Уэст берёт на себя роль мессии) ритуальные представления проводились в разных местах (включая штаб-квартиру Adidas).

Вот здесь же доступно видео, снятое во время публичной «Воскресной службы» в лос-анджелесском «Форуме» (на той же площадке, кстати, был и концерт Slayer, положенный в основу другой большой ноябрьской премьеры). Запись сделана 27 октября 2019 года, ровно месяц спустя после выхода альбома Jesus Is King, истовой смеси рэпа, молитвы и проповеди. Для IMAX-опыта, в котором звучит часть вошедшей в альбом музыки, Уэст провёл воскресную службу в кратере Роден – и это тот случай, когда пространство становится одним из главных действующих лиц арт-эксперимента.


Кратер Роден – шедевр, созданный природой и Джеймсом Таррелом. Возможно, вы были на большой ретроспективе Таррела в московском «Гараже» в 2011-м году; времени прошло много, но уверен, что кто был – не забудет. Таррелл – гениальный художник, использующий не краски, бронзу или видео, а свет, эфемерный, податливый и непредсказуемый материал. В 1977-м он купил участок земли в аризонской пустыне – чтобы превратить ландшафт с кратером мёртвого вулкана в гигантскую инсталляцию, сложную систему туннелей и смотровых комнат, позволяющих по-разному воспринимать свет – «истинный», незамутненный вторжением человека. Работа над Роденом до сих пор не закончена, его открытие для посетителей возможно к 2022-му году (строительство ускорилось после того, как Уэст вложился в идею Таррелла 10 миллионами долларов). Но одна из закрытых воскресных служб Уэста прошла именно в этом магическом месте – и стала поводом для уникального фильма, поставленного британским фэшн-фотографом Ником Найтом (он известен и как автор музыкальных видео для Бьорк, Леди Гага и, конечно, Канье Уэста).

Канье Уэст в проекте – и исполнитель, и куратор, объединивший собственный экспериментальный госпел и парадоксальную религиозность с точёным визуальным стилем Найта и уникальным пространством Таррелла.

Это надо видеть – немного затёртая фраза, которую мы часто используем, говоря про явления природы; но Уэст – он же и правда стихия; и его «Иисус», приходящий в IMAX-залы, – зрелище, сопоставимое с чудесами природы.