Локарно в каждый дом


Вадим Рутковский
6 August 2020

Большинство фильмов из проекта For the Future of Films Locarno 2020, заменившего в этом году кинофестиваль в Локарно, доступно онлайн

Символом кинофестиваля – центральной городской площадью Пьяцца Гранде с ночными показами для 8 тысяч человек – в 2020-м можно любоваться только на фото. Но это не повод отказаться от авторского кино.

«Замечательный феномен: весь мир переживает общий коллективный опыт. Помимо ужасных страданий пандемия открыла поистине глобальный мир. И мы становимся его центром, не покидая своих домов, проживая его на экранах наших телефонов и компьютеров». Так начинает своё «послание к человечеству» Лили Энстен, курирующая фестиваль с прошлого года. Конечно, поэтическим пафосом не скрыть грусть от того, что нормальный Локарно с его уникальной Пьяццей и большим международным конкурсом отменён; от былого величия в проекте For the Future of Films Locarno 2020 осталось всего 103 киносеанса. И в утверждении про единый мир есть натяжка: никуда не делись авторские права, соблюдение которых порой отдаёт абсурдом (так фильмы из национального конкурса короткого метра доступны онлайн только в Швейцарии). А границы пандемия только укрепила, физически оказаться сейчас в дивном городе на Лаго-Маджоре весьма затруднительно. Обиднее всего пропускать новую программу, придуманную Энстен – «Тайные показы», коллекцию из девяти «фильмов-сюрпризов», когда идёшь в кино как на свидание вслепую, не зная, что тебя ждёт. Но подсказки есть: на сайте фестиваля указан хронометраж каждого фильма и язык, на котором он снят. Можно утешаться, пытаясь разгадать ребус.

Вот, например, самый интригующий «секретный фильм»: «------» (то есть, из шести букв), на французском и литовском языках.

«Гибридный» фестиваль этого года Энстен называет «коллекционным изданием», заглядывающим в будущее основательнее, чем когда-либо: поддерживая независимые кинотеатры, авторские фильмы и молодость. Сохраняется традиционный конкурс короткометражного кино Pardi di domani («Леопарды завтрашнего дня»), по-прежнему состоящий из двух частей – международной и национальной (впрочем, половина швейцарских фильмов-участников сделана в копродукции – с Великобританией и Италией, Францией и Конго, Португалией и Венгрией). Жюри из филиппинской видеохудожницы Кири Далены, сенегальского режиссёра Мамаду Диа и американки Клодетт Годфри, куратора фестиваля SXSW, выберет победителей, которым достанутся золотые и серебряные Pardino, «Леопардики», подкреплённые суммами в 10 и 5 тысяч франков.

Все фильмы из международного конкурса можно бесплатно посмотреть на сайте фестиваля – выбирайте, за кого болеть.

Российских участников в этом году нет, но на русском языке снят казахстанский фильм «История цивилизации» Жаннат Альшановой.


Два других, исключительно режиссёрских жюри оценят фильмы, которых ещё нет: в программе The Films After Tomorrow представлены проекты, неоконченные из-за карантина. Международные проекты «судят» израильтянин Надав Лапид, американка Келли Рейхардт (её «Первая корова» открыла For the Future of Films Locarno 2020) и Лемоханг Иеремия Мозезе из Лесото, швейцарские – иранец Мохсен Махмальбаф, аргентинец Матиас Пинейро и итальянка Алина Марацци.

Победители получат по 70, 50 и 30 тысяч франков; среди претендентов на вспомоществование – Лукреция Мартель, Аксель Ропер, Мигель Гомеш, Ван Бин, Лав Диас, Лисандро Алонсо.

Они же выбрали фильмы для ретроспективной секции «Путешествие в фестивальную историю».


A Journey in the Festival’s History – это 20 замечательных локарнских открытий, от (в хронологическим порядке) шедевра Роберто Росселлини «Германия, год нулевой», победившего на третьем фестивале в 1948 году, до самого скандального участника 71-го Локарно 2018 года – «М» Иоланды Зоберман. Показы этих фильмов на сайте фестиваля, увы, ограничены Швейцарией –

зато в свободном онлайн-доступе программа «Open Doors», достигшая в этом году совершеннолетия.

Её 18-й выпуск посвящён кино из юго-восточной Азии, среди участников – побеждавшее в венецианских «Горизонтах» «Столкновение» Пепе Диокно, гей-классика Брильянте Мендозы «Массажист», нашумевшая два года назад драма Гарина Нугрохо «Воспоминания моего тела» и совершенно очаровательное мокьюментари «Шесть ступеней, отделяющих от Лильи Кунтапай» – о самой знаменитой, иконической ведьме филиппинского хоррора.