Мама, какая мелодрама!


Вадим Рутковский
11 August 2024

С 9 по 15 августа в Выборге проходит 32-й фестиваль российского кино «Окно в Европу». Фильмом открытия стал ностальжи-мюзикл «Подростки. Первая любовь» Святослава Подгаевского, конкурc начался с двух дебютных мелодрам – «народной» и «фестивальной»

Первая – «Правила Филиппа» Романа Косова, городская история о молодом человеке с синдромом Дауна, его маме, девушке-сиделке и рецепте счастья; вторая – «Ласточка» Малики Мухамеджан, разыгрывающая томительный любовный многоугольник на просторах казахской степи.


«Можно попросить две сигареты? Вообще-то мы с мужем не курим, но после такого фильма...» В себя обычно некурящая пара приходила после «Правил Филиппа».

Я циничнее и эмоциональное равновесие не потерял, но понимаю чужие переживания.


Поначалу опасался, что вот, сейчас начнётся кринж и манипулятивная игра на чувствах: заглавный герой (Григорий Данишевский) – с синдромом Дауна, его мать (Юлия Яблонская) в одиночку «несёт свой крест» (отец – эпизод Константина Юшкевича – живёт с другой семьёй, и это жизнь в бытовом аду), а в сиделки для Филиппа приходится нанять Мархамат (Елена Ербакова), девушку, приехавшую в Москву из Душанбе;

очень много инаковостей.

Сиделка же понадобилась, чтобы воспрепятствовать самостоятельным вылазкам особенного героя в город – предыдущая, в музей, обернулась кражей чучела лисёнка, которого Филипп по наивности хотел вернуть маме в лес. Теперь ему грозит заседание комиссии по дееспособности и риск оказаться в психоневрологическом интернате.


С лисёнком – так себе драматургический ход; и в целом уровень условности часто зашкаливает; и оригинальная музыка – совсем не оригинальная, стандартная и вялая, будто ленивая нейросеть написала. Зато песни Ивана Степанова и «Ансамбля дрессированных классов» – класс; и опасения про манипуляцию оказались напрасными. У Филиппа есть волшебный дар – умение ловить и хранить солнечных зайчиков; неожиданная в более-менее реалистическом фильме фантастическая деталь. И весь фильм – правильный-просчитанный (иногда приторный, хотя сладкое Филиппу противопоказано, иногда пресный – трудно не задуматься о возможном влечении героя к Мархамат, но возрастное ограничение 6+ секс исключает), однако схемой не выглядит;

выручают сердечность, юмор, органика исполнителей

(профессиональные артисты не меркнут рядом с главным героем) и вполне лютые мелодраматические перехлёсты – я ценю, когда вот так не сдерживаются.


«Правила Филиппа» – стоящее кино для мультиплексов, «Ласточку» Малики Мухамеджан легко представить в программе любого европейского феста:

амбициозный, эталонно фестивальный фильм, в котором каждый кадр – «как картина».

Так говорит о степных и горных пейзажах французский красавчик Луи (Владимир Консиньи), турист с фотоаппаратом, ехавший в Монголию, но из-за поломки машины застрявший в Казахстане. И нашедший приют в доме «ласточки» Карлыгаш (Зухара Сансызбай), откровенно тоскующей в деревенском доме когда-то, возможно, любимого, но уже опостылевшего мужа Ильяса (Елжас Рахим). У которого к тому же прихотливые отношения с Айной (Толганай Талгат), то ли бывшей, то ли просто подругой, очевидно, в Ильяса влюблённой.


Всё понятно минуте к двадцатой (когда появляется француз), длится «Ласточка» два часа, не скажу, что утомительных – глаз-то радуется (и лицам, и яблокам, и лошадям, и просторам).

Сердце – не болит:

сюрпризов нет, все чувства-волнения – от головы; всерьёз задела одна мелочь, к основному конфликту отношения не имеющая. Реакция Карлыгаш на фотоплёнку, которую она в силу возраста никогда не видела; живая, разряжающая однородность деталь – побольше бы таких.


«Подростки. Первая любовь» – идеальный фильм открытия, но не идеальный фильм.

В описании – просто сказка и мечта:

1995 год, опасная постсоветская провинция, Олег, старшеклассник из небогатой семьи влюбляется в прекрасную одноклассницу Ольгу, дочь брутального авторитета; их чувства взаимны, но на горизонте маячит потенциальный разлучник, богатенький мажорик; и мама Олега сожительствует с безработным Лёхой, который сам ненамного старше Олега и люто бесит; плюс прямая угроза для жизни исходит от шпаны-беспредельщиков с прозвищами Дикий и Заглот.


Почти «Ромео и Джульетта» – а фильм и ориентируется на «Ромео+Джульетту» База Лурмана: «Подростки» – это мюзикл, герои которого время от времени начинают танцевать и петь хиты 1990-х, от Иванушек до Шуры.

Да, авторитета ещё и Вадимом зовут – не понимаю, ну как, как я мог не влюбиться в фильм, где есть фраза «сказал «дядя Вадим» и всё, патовая ситуация!»

Актёры-новички – Алексей Онежен и Александра Тихонова – такие красивые; во второплановых и эпизодических ролях – россыпь звёзд всех поколений: Елена Лядова и Никита Кологривый – мама и её гражданский муж, Олег Савостюк – мажор-пижон, Тимофей Трибунцев – учитель (литературы и жизни), Игорь Хрипунов – мент, Леонид Бичевин – главный герой 20 лет спустя; короче, со счёта можно сбиться; наверняка кого-то забыл. Всё могло быть круто. Даже несмотря на пережжённую, словно пропущенную через не тот фильтр в инстаграм, картинку (ну и каверы мне не очень, но это уже чистая вкусовщина). Могло быть круто, вышло никак; механически.


Фильм – не первое обращение Святослава Подгаевского к подросткам, только прежде речь шла не про любовь, а про мрак и ужас: Подгаевский – передовой российский хоррормейкер. По мне, совсем плохих хорроров не бывает, в каждом хоть что-то интересное отыщется, и энтузиазм Подгаевского в развитии жанра (короля всех жанров!) я всегда уважал. Но ни разу ни на одном его фильме не дрожал: все сняты как рекламный клип и сложены из готовых блоков-клише, пусть в паре и действовали неизбитые персонажи – Русалка и Яга. Вот и «Подростки» – набор сюжетных блоков, пребывающих в бездушном безвоздушном пространстве. Минимальный искренний драйв я уловил только в разборках:

кровь всё-таки заводит.