Спектакли Мастерской Брусникина – важная, но не единственная часть программы, география участников которой включает Хельсинки, Таллинн, Антверпен, Казань, Новосибирск и Хабаровск.
Это, кажется, уникальный случай – когда новый фест придумывает молодой театр; и придумывает с размахом, не замыкаясь на своих работах и работах ближнего круга коллег, размывая границы между перформативными искусствами и сразу заявляя о включении в международный контекст.
Это насколько молодой, настолько и амбициозный смотр – про мир без барьеров, про общее пространство жизни и творчества, про переплавку быстрой, ускользающей, сиюминутной реальности в театр.
И это большой, гипернасыщенный событиями фестиваль: чтобы ничего не пропустить, надо хорошенько изучить программу. В афише «Брусфеста» есть несколько уже известных спектаклей – народный хит «Практики» «Бабушки», спектакль-долгожитель «Олег Кулик. Игра на барабанах» из придуманного ещё Эдуардом Бояковым цикла «Человек.doc», недавние премьеры Мастерской Брусникина – «Транссиб», «Множественное время клиники», «Я не боюсь сказать», «В.Е.Р.А» (подробно об этом спектакле – здесь). Но ещё больше в программе новинок. Смотрите сами.
У «Брусфеста» – целых два параллельных открытия 8 ноября: в концертном зале Западного крыла Новой Третьяковки – концерт с участием американской перформансистки Анны Хомлер, британского поэта и композитора Руперта Клерво и музыканта из Бердска Егора Клочихина, также известного как Foresteppe (там же, в музейном пространстве Новой Третьяковки, 10-го ноября пройдёт мини-фестиваль внутри фестиваля большого – день Брусникина, состоящий из бестселлера Мастерской «Это тоже я», лаборатории постдокументального театра и вербатима «Москва. Дословно», сделанного студентами Миндаугаса Карбаускиса в ГИТИСе).
В Театральном центре «На Страстном» – спектакль с устрашающим названием «Смерть на работе» (Death at Work; Kuolema työssä), копродукция петербургского Pop-up театра, придуманного Семёном Александровским, и фестиваля Baltic Circle в Хельсинки. Режиссёр и автор идеи – Семён Александровский, художник – Ксения Перетрухина; команда, которая работала в Перми над вполне эзотерической оперой Алексея Сюмака Cantos: о пермском опыте напоминает сценография.
Но «Смерть на работе» – шаг к демифологизации смерти, эксперимент по социально-культурному осмыслению прекращения жизнедеятельности организма, документальный спектакль, героями которого стали реальные труженики, профессионально устраивающие переход на тот свет: священник, кантор, сотрудник похоронного бюро и могильщик. Мировая премьера прошла год назад на «Балтийском круге», российскую устраивает «Брусфест».
Следующая точка в фестивальном маршруте – «ВИНЗАВОД», оазис современного искусства. Здесь два дня показывает свою театральную инсталляцию «Быть может, все драконы...» (Perhaps All the Dragons...) компания из Антверпена BERLIN. Внутри замысловатой архитектурной конструкции, складывающей столы в кольцо, – 30 мониторов для 30 зрителей, за один раз можно посмотреть и послушать пять подлинных историй – самого разного формата; тут от великого до смешного меньше шага – как и от мнимой изоляции за своим персональным экраном до коммуникации с героями.
В программу «Брусфеста» вошёл и ещё один эксперимент, оставляющий зрителя наедине с театром: «Время, которое.» Семёна Александровского в читальном зале Центральной научной библиотеки СТД (в той же библиотеке на «Брусфесте» сыграют и «Право на отдых», спектакль Сергея Карабаня и Игоря Титова про Галича; он входит в репертуар «Практики», но предназначен только для исполнения в библиотеках). Пьеса отталкивается от реальной истории: после ареста Мейерхольда служительницы библиотеки, две Ирины, Митрофанова и Панова, спрятали за шкаф подборки газетных вырезок со статьями о Мейерхольде и коллекцию программок к его спектаклям. Почти что исторический детектив, сочинённый драматургом Асей Волошиной, звучит в наушниках, временные пласты связывают голоса артистов разных поколений: рядом с петербурженкой, звездой театра post Алёной Старостиной и брусникинцами Алисой Кретовой, Марией Крыловой, Василием Буткевичем, Сергеем Карабанем и Алексеем Любимовым – голоса Натальи Теняковой, Николая Мартонова и самого Дмитрия Брусникина; его памяти посвящён спектакль; впрочем, внутри «Времени» смерть не имеет разрешения на работу, и Брусникин – жив.
«Драконов» дают по 6 сеансов в день; на те же даты, 9 и 10 ноября, назначены два «Пограничных состояния» (Lõhe) в «Практике», ещё один совместный проект наших и европейцев. Документальный спектакль, построенный на интервью с жителями Нарвы, Юрий Квятковский поставил вместе с артистами Мастерской Брусникина и эстонской театральной платформы Vaba Lava. Одновременно с московскими показами на тот же спектакль (только под названием «Разлом») соберутся зрители в Таллинне: актеров двух городов объединит телемост.
12 ноября фестиваль перемещается на Другую сцену театра «Современник»: сюда новосибирский «Старый дом» привозит вербатим «Пыль», поставленный петербуржцем Михаилом Патласовым (параллельно в «Практике» – «Транссиб» самых молодых брусникинцев). «Пыль» – панорама городской жизни, складывающаяся из историй, услышанных актерами или случившихся с ними; кажется, подобных спектаклей не счесть, но Патласов усложняет задачу, добавляя к действующим лицам искусственный интеллект – нейросеть.
14 ноября на основной сцене «Практики» – «Бонни и Клайд» из хабаровского ТЮЗа, реконструкция шок-истории псковских школьников, расстрелявших наряд полиции и покончивших с собой.
В тот же день в том же месте, но на Малой сцене – «Наблюдатели» брусникинца Михаила Плутахина, работающего с предметным театром. «Играют» в его спектакле не люди, а вещи: предметы быта, собранные Музеем истории ГУЛАГа на Чукотке и Колыме. В спектакле участвует фольклорный ансамбль «Комонь»: все участники «Брусфеста» – это «политеатры», использующие разные техники.
15 ноября в Боярских палатах СТД казанская творческая лаборатория «Угол», один из самых интересных и поисковых коллективов России, показывает «Свидетелей» Семёна Серзина, иммерсивный спектакль, заставляющий зрителя самостоятельно озвучивать документы времён сталинского террора. Рядом – совсем другой иммерсивный театр: «Мам, привет!» Вики Приваловой, опыт погружения в интимное – отношения с матерями. У этого независимого проекта нет постоянной прописки, на «Брусфесте» чувственный лабиринт, созданный Приваловой и драматургом Евгением Казачковым (об их первом совместном спектакле – «Совместных переживаниях» – здесь), на «Брусфесте» впервые обживает пространство театра «Практика».
Я честно хочу увидеть почти всё. О результатах сообщу текстами.
Первый Международный театральный фестиваль имени Дмитрия Брусникина проводится при поддержке Фонда президентских грантов.