Новый экспериментальный порядок


Вадим Рутковский
10 August 2020

5 Московский международный кинофестиваль экспериментального кино – MIEFF – проходит с 19 по 25 августа. Ненужных событий нет


Кинопоказы в закрытых и открытых пространствах, инсталляции, перформансы и лекция: разбираемся в секциях фестиваля, на котором никогда не бывает скучно (это вам не Netflix).

1. Конкурс – сердце любого фестиваля. В этом году у MIEFF две соревновательных программы – международная и российская.

Два сердца для человека – фатальная мутация, для кинофестиваля такое в порядке вещей; не порок, но, напротив, свидетельство зрелости;

и MIEFF, о котором CoolConnections с удовольствием пишет с 2017 года, отмечает глобальное карантинное изменение арт-климата расширением программы – вопреки обстоятельствам.


Международный конкурс состоит из 29 короткометражных фильмов, разделённых на шесть подборок; премьерные показы – в Garage Screen, летнем кинотеатре музея современного искусства Garage, повторы – на следующий день в «Иллюзионе». Прокомментировать каждый фильм невозможно – текст вышел бы безразмерным, и видел я пока далеко не всё. Но в каждой подборке есть как минимум один участник, победе которого я буду рад. «Солнечная собака» бельгийца Дориана Есперса, которого занесло аж в Мурманск, заснеженный и таинственный город, где по ледяным тропам бродит обычный русский парень, слесарь Фёдор, помогающий справиться гражданам с взбрыкнувшими на морозе замками: магический синтез реальности и сна; снятый на обжигающем холоде шедевр, который греет.


«Яркий летний дневник» китайца Лэй Лэя – поэтичная «фотобиография», зачаровывающий коллаж своих и заёмных воспоминаний. «Свингерра» Барбары Вагнер и Бенджамина де Бурки – взрывной фильм-танец, побывавший в прошлом году на Венецианской биеннале и в короткометражном конкурсе фестиваля в Локарно. «Океан II Океан» Сиприена Гайяра, превращающий интерьеры московского метрополитена «в нечто совсем другое», инопланетное.

 

2. Российский конкурс – новация MIEFF. Состоит из шести фильмов в двух программах; рядом с опытным современным художником Дмитрием Венковым – начинающий Максим Печерский, уже получивший приз «Золотая тайга» на ханты-мансийском фестивале дебютов «Дух огня» за свой интимный и ироничный кинодиалог с матерью «Год белой Луны». Новый фильм кинорежиссёра Исмаила Сафарали соревнуется с работой художницы Ани Леоновой. Диаметрально противоположные подходы к жанру киноэссе демонстрируют работы Михаила Железникова и Ольги Корсун. Премьеры – в Рихтере, повторы – в «Иллюзионе».

3. И придёт огонь! «Фейерверки» – отдельная программа MIEFF, импульсом к созданию которой стала зрелищная, аттракционная, сопоставимая про притягательности с пламенем составляющая кино, его «чистая визуальность». Программа состоит из шести сессий – такое название, заменяющее привычное слово «сеанс», предлагают кураторы – и перформативно-инсталляционной части «Расширенное поле». Его составляют две инсталляции («Телевизор ка камин» и «Фейерверк», они расположатся в фойе кинотеатра «Звезда») и три версии перформанса Ольги Кройтор «Зажигание», вдохновлённого одноимённой минималистской инструкцией Йоко Оно (его исполнение будет сопровождать киносеансы «Фейерверков» в «Факеле», «Салюте» и «Звезде»). У каждой из шести сессий собственное название; на традиционный кинопоказ походит только завершающий французский double feature в «Космосе» из «Солнечной мечты» Патрика Бокановски и «Ночной жизни» Сиприена Гайяра. Сессия «Пиротехническй императив», например, вообще не кино, а лекция Олега Аронсона.

4. Пункт назначения – «Кладбище». Проект испанца Карлоса Касаса открывает серию специальных показов MIEFF, состоящую из полнометражных фильмов. Всего их три, и «Кладбище» – тот, на котором стоит оказаться непременно. Речь в названии о мифологическом кладбище слонов, начало со стрекотанием цикад, без которых не обходится ни один этнографический фестивальный фильм, может смутить, мол, видели и слышали такое не раз. Однако нет, не видели: эпический аудиовизуальный трип Касаса уникален.

5. Хорошо незабытое старое. Clouse Up – ретроспективная секция MIEFF; в 2020-м она отдана работам американской авангардистки Барбары Хаммер (1939-2019), это самая сексуальная часть фестиваля. Впрочем, английское слово sexy можно применить к каждому событию MIEFF: все – привлекательные.

Эксперименты на пересечении визуальных искусств – соблазн, огонь и фейерверк.