Приз за режиссуру – мексиканцу Тонатью Гарсиа Хименесу, постановщику «Чёрной луны». В конкурсе «Русские премьеры» победила мягкая семейная драма Светланы Самошиной «Край надломленной луны». Лучшим короткометражным фильмом стала китайская песнь торжествующей любви «Всё» Лу Хэлая.
«Отшумел юбилейный Московский международный кинофестиваль...» – могла бы начинаться заметка в советской прессе. Необходимая поправка:
45-й ММКФ прошёл без обычно сопутствующему юбилею шума, зато в рабочем и вполне синефильском режиме: с достойными фильмами и не без аншлагов.
Причём иногда довольно непредсказуемых – как на архаично-лиричном квазидокументальном франко-алжирском эссе «Кёко»; возможно, сыграло магическую роль то, что режиссёр Хамид Бенамра посвятил картину «профессору Кириллу Разлогову».
Возглавляемое Алексеем Учителем жюри конкурса «Русские премьеры» (его в 2022-м придумал новый программный директор фестиваля Иван Кудрявцев) выбрало победителем полнометражный дебют Светланы Самошиной «Край надломленной луны» – несколько сбивчивую (в смысле эмоциональных шатаний от экзистенциального надрыва к дружелюбной по отношению к зрителю мелодраме) семейную историю по сценарию Наталии Мещаниновой. Роли четырёх представительниц сугубо женской петербургской династии играют актрисы экстра-класса – перечисляю по старшинству – Эра Зиганшина, Виктория Толстоганова, Анна Шепелева и Мария Лобанова.
И «Край» ценен как портретная галерея четырёх поколений российского кино.
В жюри конкурса короткого метра вошли молодой итальянский председатель Джорджо Куньо, чей экспериментально-эстетский по форме и трогательно-сентиментальный по содержанию фильм «Пища пришельцев» только что побывал на фестивале в Роттердаме, бангладешец Джуборадж Шамим, получивший в прошлом году Специальный приз ММКФ за впечатляющий дебют «Инстинкт», и наша звезда Алёна Бабенко.
К работе этого жюри у меня, как человека, вместе с Надеждой Королёвой отвечавшего за весь корметр на фестивале, особо пристрастное отношение.
Приз достался фильму «Всё» (Everything; Wo men shi wan wu) китайца Лу Хэлая. Тут сложно возразить – как сложно не полюбить «Всё», романтичные герои которого шастают в пушистых костюмах полярных медведей; а девушка умеет превращаться во всё, что угодно; а в финале Лу обращает фильм в бронебойный эзотерический манифест, не стесняясь ни наива, ни страсти.
Жаль только, что на полтора десятка конкурсантов отводится только один приз;
по сути, награды достойны все. Перечислю хотя бы – для истории – тех режиссёров, что приехали в Москву лично представить свои работы: француза Жан-Марка Гилье с нежным музыкальным променадом открывающих мир детей «Эльза» (Elsa), иранский дуэт Мохсена Асдагпура и Амирхоссейна Талеби с комической сказкой «Откуда всё пошло» (Where It Begins), канадца Саймона Гареза с по-домашнему интимной ностальгической зарисовкой о людях и пчёлах «Нежный гул весны» (Gentle Hum of Spring), китаянку Чжоу Янь с камерной семейной драмой «Остров мёда» (Honey Island; Mi Yu) и российского режиссёра Павла Королько, выпускника мастерской Сергея Соловьёва, снявшего загадочную и гипнотическую «Дыру. Рассказ в 9 сценах».
В основном, вполне звёздном, жюри работали колумбийский режиссёр, участник Канна, Локарно, Венеции, номинант на «Оскар» Сиро Герра, актёр и продюсер Алексей Гуськов, обладательница каннской актёрской награды за «Айку» Самал Еслямова, актриса Светлана Иванова. Председателем стал – что для меня оказалось неожиданностью – индийский ветеран Рахуль Равель, по сию пору гордящийся ассистентством у Раджа Капура. Жюри словно бы следовало моему латиноамериканскому очерку: большинство наград досталось именно кинороманам из «другой Америки»:
приз за лучшую мужскую роль – Фернандо Арсе за фильм «Те, кто внизу», «Серебряный Георгий» за режиссуру – «Чёрной луне», главный приз – «Трём братьям», среди источников вдохновения которых Франсиско Папарелья называет «Братьев Карамазовых».
Два исключения:
приз за лучшую женскую роль в фильме «Хрупкие цветы в потоке дней» японке Кахо Сэто и спецприз болгаро-канадской антиутопии «Фи 1,618» Теодора Ушева.
(Ушев от награды отказался и в видеообращении попросил Никиту Михалкова задуматься о сути святого Георгия и придержать приз до тех времён, когда добро и зло встанут на свои места, и Москва перестанет быть городом, из которого отдаются приказы о бомбардировке людей, которые хотят быть свободными). Обидно за «Первую любовь» Светланы Проскуриной (о ней и о фильме Ушева подробнее – здесь), но это уже даже и традиция ММКФ: на нём побеждают только не лучшие российские фильмы («Путешествие с домашними животными», «Космос как предчувствие» или «Петя по дороге в царствие небесное»), шедевры же (вспоминаю навскидку – «Роль», «Мешок без дна», прошлогодний «Огород») остаются без золота. Ну и шут с ним.