Впервые старт фестивалю даёт опера в Большом театре – потому что «Русалку» Даргомыжского поставил Тимофей Кулябин, а именно актуальный режиссёрский театр – то, что включает в себя «Территория» .
Кажется, только вчера это был новый, молодой, только что придуманный фестиваль – однако же, смотрите, уже 14-я «Территория», респектабельный международный смотр со своей славной историей, на подходе. Но ностальгическая интонация и любование достижениями – то, что меньше всего подходит заметке о «Территории»; команда кураторов – основоположники Евгений Миронов, Кирилл Серебренников, Роман Должанский, Чулпан Хаматова и Василий Церетели, входящий в арт-дирекцию с 2014-го года, – делает живой, изменчивый фестиваль. С единственной константой:
в программе – только по-настоящему современное искусство.
Даже если это искусство классиков – как выставка Йоко Оно, открывающаяся в ММСИ (MMOMA) на Петровке 15 октября и аккумулирующая острые темы текущей повестки: female gaze, сексуальность, политический активизм.
Что смотреть на «Территории»? Ответ простой: всё. Дальше – быстрый гид с короткими комментариями к событиям публичной программы фестиваля.
1. Театр-роман
«Сайгон» Каролин Нгуен и французской компании Les Hommes Approximatifs – один из хитов Авиньонского фестиваля 2017 года. Два года со дня премьеры – не срок, потому что автобиографическая драма Нгуен, родившейся в семье вьетнамцев, эмигрировавших во Францию во время войны в Индокитае, – спектакль, рассчитанный на долгую жизнь. Как «Братья и сёстры» Льва Додина или «Трилогия драконов» Робера Лепажа; театр романного толка, где быт обретает эпическое дыхание; семейно-историческая сага, которая со временем становится только лучше; набирает силу, как вино (в случае с французским театром, даже если это театр с вьетнамскими корнями, такое сравнение простительно).
2. Театр-танец
Contemporary dance – в приоритетах «Территории»: в программе 2019-го четыре танцевальных спектакля (ну а прологом к фестивалю стали летние гастроли XENOS’а Акрама Хана). Пластический театр, использующий ограниченный инструментарий – только свет и тело, как перформанс швейцарского хореографа Филиппа Сэра «Вакуум» – способен создавать на сцене пространства космического масштаба.
Ещё один шедевр современного танца на «Территории» – проверенная временем классика швейцарского бразильца Гильерме Ботело «Косой дождь», легендарный минималистский балет для 16-ти танцовщиков; магма из человеческой плоти, льющаяся по сцене под сухой электронный саундтрек.
«Соло Мег Стюарт» – своеобразная ретроспектива нью-йоркского хореографа, работающего в Брюсселе; моноспектакль Мег Стюарт, вбирающий фрагменты работ разных лет. Тело как индикатор чувственного жизненного опыта – сюжет и каркас этого one woman show, в котором лёгкий, воздушный танцевальный театр пересекается с научным исследованием.
Анна Абалихина – российский участник танцевальной секции фестиваля; «Закрой мне глаза» – собственный проект «Территории», созданный совместно с Пермским театром оперы и балеты и компанией СИБУР; коллаборация перформативного танца и камерной вокальной музыки.
3. Театр-политика
«Пять лёгких пьес» – новый спектакль постоянного гостя «Территории», швейцарца Мило Рау (он был на фестивале в 2016-м с «Состраданием. Историей одного оружия»), впечатляюще работающего с документальным материалом (среди его проектов – «Московские процессы», реконструировавшие скандалные судебные слушания новейшего времени – от разбирательств по делу выставки «Осторожно, религия!» до суда над Pussy Riot). Рау часто привлекает непрофессиональных исполнителей; в «Пяти лёгких пьесах» участвуют подростки, погружающиеся в историю маньяка Марка Дютру, чьи именем в Бельгии пугают детей. Но это, конечно, не «страшилка» для рассказа в темноте театрального зала, а шок-трип по искалеченной колониализмом европейской истории с провокационным выбором протагонистов: опасные взрослые роли доверены тем, кто только вступает в жизнь.
Политическим жестом стал и один из последних спектаклей Эймунтаса Някрошюса – «Цинк (Zn)», не просто вольная сценическая адаптация книг Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики» и «Чернобыльская молитва», но посвящение самой Алексиевич и концу целой эпохи, запечатлённой в её трагической документальной прозе.
4. Театр-тренд
Саймон Стоун – один из самых востребованных и модных режиссёров наших дней; тут не могу не похвастать, что первой в России (пусть и в кинотеатральной трансляции) Стоуна показала компания CoolConnections: спектакль «Йерма» вошёл в наш проект TheatreHD. После «Трёх сестёр» на «Золотой Маске» живущий в Швейцарии австралиец стал абсолютным кумиром российской театральной публики. «Территория» привозит в Москву «Медею» из амстердамского театра Toneelgroep, осовремененную Стоуном версию античной трагедии, прототипом которой стала американский врач Дебора Грин: в 1995-м она сожгла свой дом вместе с находившимися в нём детьми. Стоун, как мало кто другой, умеет адаптировать старые тексты и истории к повседневности – за что и ценим зрителем, находящем в его спектаклях не абстракции, но узнаваемую современную жизнь.
Модный театр – это и Филипп Григорьян, автор тончайшей инсценировки пьесы Павла Пряжко «Пушечное мясо»; подробно об этой работе – здесь.
5. Театр-театр
Кода «Территории» – долгожданная российская премьера оперы Бориса Юхананова и Дмитрия Курляндского «Октавия. Трепанация», поставленной для амстердамского Holland Festival, торжество тотального театра, спектакль-колосс, где положенные в основу либретто эссе Троцкого о Ленине и пьеса Сенеки о Нероне, – отправная точка для фантастического путешествия в пространство большого стиля, равно обожаемого режиссёрами, революционерами и императорами.
6. Театр-память
Самый хрупкий и щемящий проект «Территории» – выставка «Человек размером с дом» в ММСИ (MMOMA) в Ермолаевском переулке. Её автор – выдающийся театральный художник Ксения Перетрухина, её герой – Дмитрий Брусникин, уникальный режиссёр и педагог, ушедший из жизни 9 августа 2018 года. Последним днём работы выставки станет 17 ноября, день рождения Брусникина – потому что и весь фестиваль «Территория» не о смерти, но о рождении – живого, многогранного театра.