Настоящий криминал


Вадим Рутковский
31 January 2019

«Белый парень Рик» и «Ангел»: обзор новинок кинопроката

Подлинные истории наркодилера Рика Верша-младшего и серийного убийцы Карлоса Робледо Пуча! Кино эксплуатирует жизнь! Два байопика из США и Аргентины – с адреналином, но без морали!


«Белый парень Рик» (White Boy Rick)

Ян Деманж, США, 2018

1984-й год. Рик Верш-младший – подросток из неблагополучной, одноэтажной Америки и неблагополучной, неуютной семьи. Сестра-наркоманка сбежала к очередному сомнительному бойфренду. Отец, полный тёзка, Ричард Верш-старший, торгует оружием (легально, однако не без нарушений закона) и прикидывается крутым чуваком на стиле, но по сути неудачник и есть. Рик отца любит, но повторять его судьбу не собирается.

Рику 15, самый подходящий возраст, чтобы расправиться с робостью и завести дружбу с реально крутыми чёрными парнями, снабжающими Детройт наркотой.

И вот белый парень в деле – и на крючке у циничных агентов ФБР, которые могут посадить. Или завербовать...


Детройт – возможно, самый мрачный город в США, а семейство Вершей – обитатели его задворок, глухого района, в котором нет ничего от легендарной страны свободы.

Это – американская изнанка, прибежище улиц без названья, проклятое место.

Которое режиссер Ян Деманж (француз, «изменивший» родине – прославился он фильмом «71», о бунтах в Белфасте) снимает со страстью, упиваясь колоритными типажами. В лучшие моменты криминальная начинка фильма напоминает о Скорсезе, а семейная сторона «Белого парня» – о том смаке, с которым пишет хроники хищных и больных семей Дэвид О. Расселл. Чужак Деманж стремится выглядеть ещё большим американцем, чем уроженцы страны – и ведь у него получается!


Верша-старшего играет Мэтью МакКонохи: в этой, вроде бы, типичной роли немного недоделанного мачо МакКонохи вдруг выдаёт неожиданную хрупкость;

никогда бы не подумал, что его герой сможет вызвать бурю противоречивых чувств – от презрения и жалости до уважения.

Риччи Мерритт в заглавной роли – открытие фильма; очень надеюсь, что, в отличие от героя, актера ждёт светлое голливудское будущее. Фильм же настроен, скорее, пессимистически, причем пессимизм здесь – социального толка: враг человека – государство, коварная и лживая институция, с которой нельзя ни играть, ни дружить. Отдельное браво – Дженнифер Джейсон Ли в роли агента Снайдер; роль, может, и не такого отчаянности, как в «Омерзительной восьмёрке» и «Хорошем времени», но тоже выдающаяся.

«Ангел» (El Ángel)

Луис Ортега, Аргентина – Испания, 2018


1971-й год, Буэнос-Айрес. Карлито – 17, а выглядит этот застенчивый мальчик из небогатой, но благородной семьи максимум на 14: золотые кудри, румяные щёки, чистый взгляд больших голубых глаз – вылитый ангел. Которого совсем скоро журналисты нарекут Ангелом смерти:

на свободе Карлос Робледо Пуч повзрослеть не успеет, зато успеет совершить под два десятка ограблений и с дюжину убийств; легко, играючи, без тени сомнения.

Не ведая о добре и зле, подчиняясь неосознанным импульсам, невинно, с естественностью зверя, для которого «закон» и «мораль» – просто слова из незнакомого языка...


«Ангел» во многом перекликается с «Белым парнем Риком». Оба фильма основаны на реальных историях, оба относятся к своим осужденным на пожизненное преступным героям если не с пониманием, то с симпатией. Оба подарили роли-прорывы юным актерам. Наконец, оба спродюсированы режиссёрами-звёздами: «Рик» – Дарреном Аронофски, «Ангел» – Педро Альмодоваром.

Испанец Альмодовар неравнодушен к аргентинским коллегам с панковским характером:

в его крайне избирательной продюсерской фильмографии есть «Дикие истории» Дамиана Шифрона. «Ангел», впервые показанный в «Особом взгляде» Каннского фестиваля, действительно отличается особым – имморальным – взглядом. Разве что на роль Карлито режиссер Луис Ортега пригласил Лоренцо Ферро, в конфетном облике которого есть что-то неправильное. Судя по фото, реальный Ангел смерти выглядел совсем не странно; обычный подросток, каких миллион. Хорошо, что не каждый даёт повод для такого байопика.