Чисто жанровое кино – комедии или хорроры – на фестивалях на вес золота; Венеции сегодня повезло. Мексиканец Амат Эскаланте показал в конкурсе практически порно-хоррор «Дебри» (La región salvaje).
В нем, правда, не только спрут-многочлен (родственник инопланетных осьминогов из «Прибытия»), который дарит людям такой секс, что никаких других удовольствий и не нужно; в нем еще и критика института семьи, и сатира на гомофобное общество. Но чудовище, втайне содержащееся на заброшенной ферме, затмевает все прочие смыслы и мотивы. А то, что очень напоминает монстра из «Одержимости» Анджея Жулавского, не плагиат, а омаж: фильм посвящён памяти Жулавского.
Событие «Горизонтов» – комедия «Король бельгийцев» Петера Бросенса и Джессики Вудворт (в 2012-м они были в основном венецианском конкурсе с сюрреалистическим шедевром «Пятое время года»); это, ручаюсь, самый популярный фильм, показанный в этой секции с 2008-го. Его и выбираю главным на сегодня.
Весть о кончине страны – Валлония объявила независимость – застает короля Бельгии Николаса III во время дипломатического визита в Турцию. На Босфоре солнечная буря, авиаперелеты отменены, но король и его немногочисленная свита (руководитель службы протокола, пресс-атташе и личный гардеробщик, чья должность называется валет) не желают оставаться заложниками погоды и ищут путь домой. Не всегда легальный, совсем не прямой: с женским фолк-ансамблем «Черноморских сирен» в Болгарию, на тарахтелке местного крестьянина-бахчевода – в Сербию, уже без документов (остались после злоупотребления ракией в доме ветерана балканской войны – снайпера номер один), на прогнившей лодке – в Италию. Следом – смахивающие на гангстеров турецкие диппредставители с целью вернуть нарушившего протокол короля в Стамбул. Английский документалист, приглашённый для улучшения имиджа монарха, фиксирует все на ручную камеру.
Одним словом, геополитическая сатира, стилизованная под мокьюментари.
Не очень, на мой вкус, смешная: как комедия «Король бельгийцев» бедноват, но берет другим. Я изменил своё к нему отношение на эпизоде, где «Черноморские сирены» позируют у оставшегося в Болгарии с «советских» времен монумента и поют сначала, для разминки, о «коммунистах, пионерах», переходя к подлинно народной песне: Бросенс и Вудворт обнаруживают мощные пласты древней, архаичной энергии. А чего стоит сцена сельского конкурса йогуртов со слепыми детьми в жюри – тут и фламандская живопись, и социальный гротеск, и кино фантастической силы.