В Локарно лучше, чем на любом другом фестивале, понимаешь, насколько несправедлив выбор «лучших фильмов». Все по-своему интересны, плохих нет вовсе; мне, скорее, понравился даже новый фильм прежде очень нелюбимого аргентинца Матиаса Пинейро «Гермия и Елена» – возможно, потому, что снят по большей части в Нью-Йорке и не так болтлив (хотя все также запутан, полон цитат и понтов), как предыдущие: Нью-Йорк так киногеничен, что выручит любое кино (как и Локарно, где такие горы и такое озеро, что благодушно примешь что угодно). Но раз уж начали игру в выборы, продолжим. Сегодня колебался между двумя конкурсантами – японским и французским. Напротив японского, «Влажной женщины на ветру» Акихико Шиоты, в афише стоит предупреждение «This film features scenes that could shock the sensitivity of some viewers». Угадать, что может шокировать консервативную публику, легко: либо секс, либо смерть, в которую некоторые фильмы всматриваются особо пристально. В данном случае, слава Богу, никакой смерти, просто много секса (в том числе и с той самой заглавной «влажной», раскованной и не чуждой садомазоиграм официанткой из деревенского кафе, одержимой драматургом, решившим спрятаться в глуши как раз от женского внимания), снятого изобретательно и позитивно. Очень хорошая картина.
Но побеждает французская комедия «Яблоко моего глаза» – больше подошла дождливой и сентиментальной погоде. Конечно, это очень девичье, ми-ми-мишное кино, но, с другой стороны, хорошо придумано, отлично сыграно и вообще Аксель Ропер отлично сочетает дурашливость и шик, классическую элегантность стиля с ироничным к нему отношением. Есть трогательные мультикультурные мотивы: герои – безработные братья-музыканты – выходцы из Греции, и хоть на языке родины не говорят (понимая в лучшем случае ругательство malaka), пытаются играть национальную музыку ребетику (и в саундтреке использованы аутентичные записи Марики Папагики, за чьих потомков Ропер выдает своих героеа). После столкновения со своенравной соседкой – Элиза слепа, обладая идеальным слухом, не способна сыграть ничего, кроме «Лунной сонаты», и работает в мастерской по настройке инструментов – Тео, один из братьев, тоже прикидывается незрячим: вышло случайно, продолжил притворяться из вредности, в итоге, влюбился. Да, у слепой девушки есть сестра, и если Элиза частенько закладывает за воротник, то сестрица лечится от кокаиновой зависимости: такая веселая пара; самое то для такого необычного ромкома.