Кинофестиваль
в Локарно


Вадим Рутковский
4 August 2016

День 2.
«Дональд плакал»

В основном конкурсе и дебютных «Режиссерах настоящего» – две печальные семейные хроники. Большая, основанная на реальной истории польского художника-сюрреалиста Здислава Бексиньского, дотошно воссоздающая быт с конца 1970-х по середину нулевых «Последняя семья», игровой дебют опытного документалиста Яна П. Матушинского (неоднократного участника ММКФ, кстати). И камерная, миниатюрная, подкупающая спонтанностью драма колумбийки Лины Родригез «На этот раз завтра».

У Матушинского – про то, что все умрут, у Родригез – про то, что и после смерти что-то останется.

Склонялся назвать фильмом дня её, но перевесила любовь к американскому киноиндепенденту. В том же дебютном соревновании – комедия Криса Аведисяна «Дональд плакал».


Американское независимое кино – страшная редкость в кинотеатрах; то, что идет у нас или в любой другой стране – Голливуд, а инди-фильмы появляются разве что на «Амфесте» (и я надеюсь, в этом году туда попадет и «Дональд»). Их непросто посмотреть и в самой Америке, потому кураторы европейских фестивалей считают своим долгом поддерживать американцев, работающих на чистом энтузиазме: ни минкульта, ни системы откатов там нет. И Локарно, и Канн берут в официальные программы фильмы, уже побывавшие на национальных американских фестах – Санденсе или, как «Дональд», на SXSW: чтобы их показать европейцам, можно пожертвовать даже обязательным для всех остальных условием мировой премьеры.


«Дональд» – душевное и уморительно смешное кино про школьную дружбу – и то, во что она превращается, малую родину – и сложный комплекс чувств по возвращении на нее. Герой фильма, ставший успешным финансистом с Уолл-стрит, приезжает на "остров детства" Род-Айленд по печальным обстоятельствам: забрать прах бабушки. А встречает школьного товарища Дональда (его сочно играет сам режиссёр Аведисян) - который все такой же вечно улыбающийся подросток-полудурок, даром, что паспортный возраст давно перевалил тридцатилетнюю отметку. Дальше - похождения и приключения, снятые при всей малобюджетности с большим изобразительным изыском. Кайф, с какой стороны ни посмотри.