Фестиваль «Датская волна» приглашает в остросюжетный тур за кулисы Королевского балета.
Проводником выступает рыжеволосая звезда Дарлинг (эффектная датская актриса сербского происхождения Даница Чурчич), готовящаяся стать новой Жизелью в фильме «Не оставляй меня».
Первая ассоциация со словом «балет» – призрачно прекрасные танцовщицы в белых пачках, обольстительная классическая музыка, торжество красоты и света; в общем, всё, как поёт Алла Пугачёва: «Балет, балет, как хоpошо с тобой паpить, и всё понятно и не надо говоpить, не надо слов пустых, не надо лишних фpаз – всё объяснит кpуженье pук, движенье глаз. Мой самый ясный взоp, мой самый легкий вздох, балет, ты с давних поp мой бог, мой бог!».
Об изнанке красоты – сколько крови и пота нужно, чтобы стать балериной, какие душевными и физическими травмами создается волшебное зрелище, – мы задумываемся нечасто. Для кинематографистов же театральное закулисье – пещера Али-Бабы, сокровищница напряженных сюжетов, сильных характеров, острых тем.
Из недавних прорывов достаточно вспомнить психопатологический триллер Даррена Аронофски «Чёрный лебедь» или кинороман Валерия Тодоровского «Большой»:
соперничество и труд, опасная магия и одержимость, пространство, где ненависть и любовь сливаются в сложной хореографической комбинации.
«Не оставляй меня» – новое жанровое слово в экранной балетомании, драма со всеми вышеперечисленными элементами зрелища.
Дарлинг – на пике карьеры, которую внезапно ломает болезнь. «Вам, должно быть, было очень больно в этот момент», – не без удивления говорит привыкшая ко всему докторша, рассматривая рентгеновский снимок балерины. Прима Датского королевского балета упала прямо во время репетиции, диагноз звучит как приговор «Жизели»: «Бедренный хрящ изношен, в кости под хрящом киста».
«Я знаю своё тело, я всё ещё наверстаю», – убеждает Дарлинг мужа и наставника Франса. Но, увы, возможности человеческого организма не безграничны – даже для схожих с инопланетянками балерин.
Операция не даёт гарантии полного выздоровления, и со сценой придется расстаться даже при благополучном исходе оперативного лечения. «Я думала, что уйду на отдых как минимум через восемь лет – и буду танцевать ведьм и матерей, они всегда требуются», – как минимум, чувства юмора Дарлинг не теряет. Её юная преемница Полли мила, старательна и замечательно улыбается, но за её па видна только техника, а не трагически влюбленная виллиса. И Дарлинг берется за воспитание молодой балерины – с применением соблазнения и жесткого медикаментозного воздействия...
Во время одной из репетиций Дарлинг откровенно говорит своей подопечной: «Больше всего мне хотелось бы отрезать твои ноги и станцевать на них самой». Этот мотив мог бы развиться в настоящий триллер, однако женщина-режиссер Биргитте Стэрмосе, известная работой над популярным датским сериалом «Комната 304», выбирает реалистическое направление. И глубокое погружение во внутренний мир героини:
правдивые женские истории могут увлечь также страстно, как триллер. Особенно, когда фоном для них оказывается чарующий и безжалостный мир классического балета.