Внутрицеховая премия американских кинематографистов – то немногое, что еще вызывает интерес к кино даже у самых инертных и нелюбопытных зрителей. Потому даже претендентам на «Оскар» несказанно повезло: есть вероятность, что их посмотрят. Ниже в телеграфном режиме и почти без прогнозов – о везунчиках.
В 5 утра по Лос-Анджелесу новый президент Киноакадемии, оператор Джон Бейли, приветствовал неспящих киноманов.
Бейли представил заводной дуэт ведущих - Энди Серкиса и Тиффани Хэддиш. Они, в свою очередь, представили номинантов; в помощь актерам были короткие видеоэскизы, сопровождавшие "технические" номинации - вот, например, кадр из ролика, сопутствовавшего объявлению претендентов на награду за лучший грим.
Однако смотреть на Серкиса и Хэддиш было нескучно и без этой подстраховки. Хэддиш, к тому же, переврала все фамилии, которые можно было переврать (от исполнителя главной роли в фильме "Прочь" Дэниела Калуйи до итальянского режиссера Луки Гуаданьино), так что начало положено весёлое.
Но давайте к делу, то есть, к основным номинантам.
Лучший фильм на иностранном языке
Начнем, вопреки оскаровской иерархии, с той номинации, что вызывает у нас специфический патриотический трепет.
Да, «Нелюбовь» Андрея Звягинцева в пятерке претендентов. Победивший её на «Золотых глобусах» фильм Фатиха Акина «На пределе» (мы показывали его на Фестивале немецкого кино) Академией проигнорирован. С кем соревноваться Андрею Звягинцеву? Вот полный список:
«Квадрат» Рубена Остлунда
«Нелюбовь» Андрея Звягинцева (подробнее – в каннском репортаже)
«О теле и душе» Илдико Энеди
«Оскорбление» Зиада Дуэйри (подробнее – в репортаже из Венеции)
«Фантастическая женщина» Себастьяна Лелио
Кажется закономерным попадание в список и причудливой, и максимально дружелюбной по отношению к сентиментальному зрителю венгерской любовнрй сказки «О теле и душе», победившей год назад на Берлинале. Но американские академики часто копируют решение европейских коллег, членов Евроакадемии – если так произойдет и в 2018-м, победит «Квадрат» Рубена Остлунда.
Лучший фильм года
Мощнейший трагический фарс «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури», нетрадиционная сказка «Форма воды», историко-политический (и, конечно, морально-этический) триллер «Секретное досье», военный аттракцион «Дюнкерк», безупречно сконструированная драма о первой любви «Зови меня своим именем» – в том, что эти фильмы вступят в оскаровскую гонку, можно было не сомневаться. Но есть и сюрпризы. Вот полный список в порядке оглашения.
«Зови меня своим именем» Луки Гуаданьино
«Тёмные времена» Джо Райта (подробнее – в тексте о новинках январского проката)
«Дюнкерк» Кристофера Нолана (подробнее – здесь)
«Прочь» Джордана Пила (подробнее – здесь)
«Леди Птица» Греты Гервиг
«Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона
«Секретное досье» Стивена Спилберга
«Форма воды» Гильермо дель Торо (подробнее – в Венецианском репортаже)
«Три биллборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина МакДонаха (подробнее – опять же, в тексте из Венеции).
Лучший режиссер
Кристофер Нолан, Джордан Пил, Грета Гервиг, Пол Томас Андерсон, Гильермо дель Торо – за вышеупомянутые фильмы. Но логика, согласно которой не каждый автор фильма, попавшего в основную номинацию, попадает в список лучших режиссеров, мне не понятна.
Лучший актер
Тимоте Шаламе – все молодые актеры могут белой завистью завидовать нью-йоркскому юнцу из «Зови меня своим именем». Кстати, в «Леди Птице» Шаламе тоже играет. Но ставить на его победу я бы не рискнул.
Дэниел Дей-Льюис – номинирован за «Призрачную нить»; предыдущий опыт сотрудничества крайне редко и очень избирательно снимающегося Дей-Льюиса (он не появлялся в кино с роли Линкольна в 2012-м) с Полом Томасом Андерсоном – «Нефть» – был впечатляющим.
Дэниел Калуйя – претендует на премию за роль жертвы в фильме «Прочь».
Дензел Вашингтон – великий афроамериканский актер, выдвинут за роль в «Романе Джей. Израэле, эсквайре».
Гэри Олдман – номинирован за превращение в Черчилля «Тёмных времён». Очевиднее всего предречь победу ему.
Лучшая актриса
Салли Хоукинс – эротический роман некрасавицы и чудовища в «Форме воды» разбивает сердца
Фрэнсис МакДорманд – номинирована за «Три биллборда...»; обожаю и фильм, и отчаянную роль МакДорманд; поставил бы на неё, понимая всю серьёзность конкуренции с британкой Хоукинс
Марго Робби – «плохая девчонка» и легендарная фигуристка Тоня Хардинг в спортивной черной комедии «Тоня против всех», серьёзное персональное достижение актрисы, достойное высших баллов и за артистизм, и за технику
Сиорша Ронан – звезда «Леди Птицы»
Мерил Стрип – номинирована за «Секретное досье». Иначе и быть не могло: Стрип – оскаровский талисман, кажется, не будь её среди претендентов, рухнет вся Киноакадемия
Лучший актер второго плана
Тут – почти скандальное выдвижение Кристофера Пламмера, заменившего в фильме «Все деньги мира» опального Кевина Спейси. По мне, оскорбительный по отношению к Спейси жест, делающий легитимной объявленную Голливудом охоту на харрасмент-ведьм.
Болеть предлагаю за Уиллема Дефо: он номинирован за роль в независимом фильме Шона Бейкера «Проект Флорида», анархической песне в стиле рэп.
Вуди Харрельсон в «Трёх биллбордах...» грандиозен. Не остался без номинации и его экранный коллега и оппонент Сэм Рокуэлл; но я болею за Дефо, потому что выбирать между Харрельсоном и Рокуэллом невозможно, оба сыграли потрясающие роли, но по два «Оскара» в одной номинации никогда не выдают.
Ричард Дженкинс выдвинут за роль чудака-соседа из «Формы воды». Ну, пускай; «Форма воды» фигурирует в уйме номинаций, одной больше – одной меньше, не важно.
Лучшая актриса второго плана
Мэри Джей Блайдж – номинирована за роль в исторической драме про расизм в 1940-х «Ферма Мадбаунд». Это едва ли не первая по-настоящему значительная роль певицы в кино (сериалы я не считаю). Сам факт номинации, в данном случае, сенсация.
Эллисон Дженни – за роль адской мамы Тони Хардинг в «Тоне против всех». Аплодируем.
Лесли Мэнвилл – номинирована за «Призрачную нить»; это первая оскаровская номинация характерной британской актрисы, не раз сотрудничавшей с Майком Ли.
Лори Меткалф – за роль в «Леди Птице»; дебютировавшая этим фильмом в режиссуре Грета Гервиг знает толк в сочных женских ролях не понаслышке.
Октавия Спенсер – претендует на премию за роль подруги в «Форме воды»; один «Оскар» за второй план – роль в «Прислуге» – у Спенсер уже есть, год назад она выдвигалась в той же номинации, благодаря «Скрытым фигурам».
Все номинанты – на официальном сайте Академии или на странице IMDB.
Церемония награждения назначена на 4 марта. Уверен, что её прямой трансляции в России снова не бывать. Первый канал показывал «Оскар» в прямом эфире вплоть до 2014-го года, когда программу отменили за несколько часов до начала, объяснив такой форс-мажор желанием телезрителей неотрывно следить за новостями из Крыма. На этом история Oscar Live в России закончилась – призрак свободы улетел, не обещая вернуться, церемония стала для телечиновников источником непреходящих страхов: вдруг, спаси Господь, что-то не то про Россию (или Украину) скажут. Предосторожность до сих пор оказывалась напрасной – но поводы для неё (опасные темы, неугодные фильмы) всегда найдутся.