«Оскар»-2018: Вода всему господин, воды и огонь боится


Вадим Рутковский
5 марта 2018

90-я церемония вручения наград Американской киноакадемии прошла 4 марта и длилась 4 часа, включавшие рекламные паузы, пресные шутки, протокольные благодарности женам, матерям и студиям. Вот краткий пересказ события, который читается за 4 минуты

Начинается со спойлера: лучшим фильмом признана «Форма воды» режиссера Гильермо дель Торо и продюсера Джей. Майлза Дейла. Выражаем соболезнования всем болевшим за «Три биллборда...» и «Леди Бёрд».


А теперь по порядку. Ведущий Джимми Киммел выразил радость по поводу возвращения на сцену (он вёл церемонию и в 2017-м), продолжил шуткой о немыслимой накладке прошлого года:

«Если вы услышали свое имя, не спешите подниматься за призом».

Прошелся по исключительно корректной – со смиренно сложенными руками и без пениса – фигуре Оскара, перемежая скромные шутки разговором о серьезных вещах: исключении Харви Вайнштейна из членов Киноакадемии и разнице в оплате пересъёмок Марка Уолберга и Мишель Уильямс во «Всех деньгах мира». Уолберг получил больше, несмотря на то, что оба исполнителя сотрудничают с одним агентством: «Кому же верить, если не агенту?» – задался Киммел комически-риторическим вопросом, чуть смягчив обличительный пафос выступления.

Киммел заметил, что только два претендента на самый главный «Оскар» собрали в прокате больше 100 миллионов долларов: «Эти фильмы снимают не для того, чтобы они зарабатывали деньги, а для того, чтобы они раздражали вице-президента Майка Пенса» – шутка нуждается в пояснении, которого у меня нет; тем не менее, она кажется универсальной – главные фильмы в каждой стране должны раздражать власть.


А еще Киммел заметил, что хронометраж церемонии – не резиновый, потому тот, кто скажет самую короткую речь получит в награду водный мотоцикл Kawasaki.

Первой была вручена премия лучшему актеру второго плана – из рук афроамериканки Виолы Дэвис, обладательницы прошлогодней награды за роль в «Оградах»,  «Оскар» отправился к Сэму Рокуэллу за роль в «Трех биллбордах на границе Эббинга, Миссури». Роль – выдающаяся, фильм – в нашем списке лучшего за 2017-й,  Рокуэлл легко обошел Кристофера Пламмера (им во «Всех деньгах мира» был заменен Кевин Спейси), Ричарда Дженкинса («Форма воды»), Уиллема Дефо («Проект Флорида») и своего партнера по «Биллбордам» Вуди Харрельсона.

Киммел зафиксировал время рокуэлловского спича, которое надо побить следующим предентам на «Кавасаки» – 1 минута 25 секунд; вообще-то хилый драматургический ход.

Он теперь до конца церемонии с хронометром не расстанется?

Галь Гадот и Арми Хаммер вышли из золотых дверей, чтобы объявить победителя в номинации «Лучший грим»: без сюрпризов победили люди (Казухиро Цуджи, Дэвид Малиновски, Люси Сиббик), сделавшие из Гари Олдмана Уинстона Черчиля «Темных времен».

Следующий «вручант», актриса-ветеран Ева Мэри Сейнт поделилась переживанием – в прошлом году она потеряла мужа, с которым прожила 65 лет (самой Еве Мари идёт 94-й год), потом вспомнила о нарядах, которые носила, играя с Марлоном Брандо и Кэри Грантом – это оказалось преамбулой к вручению премии за лучший дизайн костюмов. Лауреат – Марк Бриджес, соавтор Пола Томаса Андерсона по «Призрачной нити»;

снова решение, которое выглядит бесспорным: гротескный haute couture – важнейшая составляющая фильма о людях и маниях, чувствах и вещах.


Лора Дерн и Грета Гервиг вышли, чтобы наградить документальный фильм, напомнив о важности фактов и роли документалистов. Победителем стал «Икар» Брайана Фогела и Дэна Когана, док о преступном использовании допинга российскими спортсменами (теперь мир знает секрет движения вверх).

Авторы посвятили награду Григорию Родченкову, экс-директору Антидопингового центра, ныне живущему в США, сотрудничающему с Всемирным антидопинговым агентством и преследуемому Следственным комитетом РФ.


Джимми Киммел воздержался от подсчета секунд!

Вместо этого он вспомнил, с чего Дуглас Фербенкс-старший начал первую церемонию премии «Оскар»: «Кристофер Пламмер – самый молодой номинант сегодня». Это, разумеется, шутка: в 1929-м году Пламмер, одногодка премии, только появился на свет.

Энсель Эльгорт и Элиза Гонсалес вручили премии за монтаж звуковых эффектов («Дюнкерк», Ричард Кинг, Алекс Гибсон) и сведение звука (тоже «Дюнкерк», Грегг Лэндэкер, Гэри Риццо, Марк Вайнгартен).

Актеры Лупита Нионг’о и Кумейл Нанджани (но номинирован он за сценарий фильма The Big Sick) пошутили по поводу своих, непроизносимых для американцев имен (Нанджани сообщил, что в переводе с пакистанского его зовут «Крис Пайн»), призвали верить в мечту и вручили «Оскар» за лучшую работу художников-постановщиков команде «Форме воды» (Пол Д. Остерберри, Шейн Вио, Джеффри А. Мелвин).

Сглазил Киммела: снова он о времени и 36 секундах, в которые уложился Марк Бриджес.

86-летняя Рита Морено, лауреат премии за «Вестсайдскую историю» (долгая память у организаторов церемонии), вышла, чтобы наградить лучший фильм на иностранном языке.

Начала Морено с цитаты из Фрэнка Капры: «Есть три универсальных языка, доступных человеку любой национальности: музыка, математика и язык кино».

«Оскар» – «Фантастической женщине» замечательного чилийца Себастьяна Лелио. «Нелюбовь» получила то, что сама себе накликала: нелюбовь и никаких «Оскаров».


Махершала Али, обладатель прошлогодней награды за второплановую роль в «Лунном свете», вручил премию за лучшую женскую роль второго плана. Эллисон Дженни, «Тоня против всех»; первый огорчительный для меня «Оскар» – болел за Лори Меткалф в «Леди Бёрд». Побежденными остались Мэри Джей Блайдж (Mudbound), Лесли Мэнвилл («Призрачная нить») и Октавия Спенсер («Форма воды»).

Дальше Джимми Киммел встретился с собой-девятилетним – пацаном в футболке «Звездные войны», вызвавшим на сцену звезд «Последних джедаев» – Марка Хэмилла, Келли Мари Тран, Оскара Айзека и робота BB-8. Человеческое трио выступило против дискриминации робота, которому никто не удосужился предоставить для церемонии костюм. Квартет вручил награды мультфильмам. Открывая конверт с победителем в номинации «Лучший анимационный короткометражный фильм» («Дорогой баскетбол» Глена Кина и Коби Брайанта), Марк Хэмилл молил:

«Только не «Ла Ла Лэнд», только не «Ла Ла Лэнд».

Приветствие «Да здравствует Мексика!» огласило зал, когда «Оскар» за лучший анимационный полный метр достался «Тайне Коко».


Том Холланд (новый Человек-паук) и Джина Родригес огласили претендентов и победителей в номинации «Визуальные эффекты». «Оскар» – «Бегущему по лезвию 2049» (Джон Нельсон, Герд Нефцер, Пол Лэмберт, Ричард Р. Гувер). Да!

Мэтью МакКонахи вручил награду тем, кто создает кино из хаоса: премия за лучший монтаж – у Ли Смита, «Дюнкерк».

Джимми Киммел продолжил дело, начатое в прошлом году, когда на церемонию привезли ничего не подозревающих туристов.

Теперь Киммел с командой добровольцев (в которой, благодаря собственным габаритам и двухметровому сэндвичу, выделялся Гильермо дель Торо) отправился в соседний кинотеатр, где попавшие в объектив скрытых камер ночного видения зрители смотрели «Излом времени». Просмотр людям сорвали, но они не расстроились.


Тиффани Хэддиш и Майя Рудольф расквитались с короткометражками – документальными и игровыми, предварительно устроив клоунаду на тему черного и белого цветов кожи (а Тиффани не удержалась и от воспоминаний о копрологическом эпизоде с участием Майи в «Девичнике в Вегасе»). Лучший короткометражный неигровой фильм«Рай в пробке на 405 шоссе» Фрэнка Стифела, лучший короткометражный неигровой«Немое дитя» Криса Овертона и Рэчел Шентон.

Это, пожалуй, самые загадочные награды, претендентов на которые мало кто, кроме академиков, видит.

Эшди Джадд, Аннабелла Шьорра и Салма Хайек выступили с манифестом Не Боящихся Говорить, провозгласили грядущее торжество разнообразия (что звучит несколько лицемерно – Харви Вайнштейну и Кевину Спейси в праве на него отказано) и уступили место самому скучному даже в этой, не блиставшей остроумием церемонии, видео, где кадры из фильмов-номинатов перемежались правильными словами, изреченными Мирой Сорвино, Гретой Гервиг, Ли Дэниелзом, Кумейлом Нанджани и многими другими достойными людьми.

Чедвик Боузмен и Марго Робби вышли на сцену, чтобы раздать «Оскар» за лучший сценарий – адаптацию литературного произведения. И справедливо, и предсказуемо победил Джеймс Айвори; чертовски жаль, что не он сам снял «Зови меня своим именем».

Николь Кидман принесла «Оскар» за лучший оригинальный сценарий Джордану Пилу, автору чёрной (во всех смыслах) комедии «Прочь»

Уэс Стьюди вспомнил о своей службе пехотинцем во Вьетнаме – и начался ролик, смонтированный из кадров фильмов о войне. Пацифизм неуместен, когда речь о защите свободы – такая мораль. Киммел не удержался, чтобы пнуть Мэтта Деймона – мол, извиняемся перед служивыми за то, что включили в ролик Деймона. Шутка Киммела о клонированных собачках Барбры Стрейзанд продолжилась выходом Сандры Буллок с конвертом, содержавшим приз лучшему оператору. Ура – Роджер Дикинс, великий оператор, великий фильм «Бегущий по лезвию 2049».

Кристофер Уокен, как и большинство вручантов, начал с цитаты – из Ганса-Христиана Андерсона, обронившего афоризм о превосходстве музыки над словами. Естественно, цитата предшествовала вручению «Оскара» за лучшую музыку. Победил французский композитор Александр Деспла, чей score заменил голос немой героине «Формы воды». Деспла поделился трогательной информацией: его маме, как и «Оскару», исполняется 90.

Следом Эмили Блант и Лин-Мануэль Миранда вручили награду за песню. Да, до этого, в течение всей церемонии каждая композиция-номинант превращалась в эффекный концертный номер, каждый удостаивался особого представления. Лучшей академики сочли трек Remember Me из «Тайны Коко».

Дженнифер Гарнер с парадоксальной улыбкой представила традиционное оскаровское посвящение In Memoriam.

Лица усопших за прошедший год кинематографистов появились на экране под песню Room at the Top Тома Петти в исполнении Эдди Веддера.

Эмма Стоун воздала должное видению режиссера и объявила победителя в соответствующей номинации: лучший режиссерГильермо дель Торо, «Форма воды». В первую очередь дель Торо обратился к соотечественникам-мексиканцам: «Я эмигрант, как Алехандро, Салма, Гаэль, много лет живу в стране, которую мы сделали своей. Лучшее, что есть в нашей индустрии, – возможность стирать границы». Всё верно, не придерёшься. Проигравшие дель Торо коллеги – Кристофер Нолан («Дюнкерк»), Грета Гервиг («Леди Бёрд»), Пол Томас Андерсон («Призрачная нить») и Джордан Пил («Прочь») выглядели довольными и солидарными с победителем.

Джейн Фонда и Хелен Миррен вышли для встречи с лучшим актером: Гэри Олдман («Темные времена») оставил позади Тимоте Шаламе («Зови меня своим именем»), Дензела Вашингтона («Роман Джей. Израэль, эсквайр»), Дэниэла Калуйю («Прочь») и Дэниэла Дэй-Льюиса («Призрачная нить»).

Олдман отличился самой долгой речью, заставившей задуматься о том, что если бы Черчиль обладал такими ораторскими способностями, у Второй мировой был бы совсем иной, плачевный исход.


Дженнифер Лоуренс и Джоди Фостер на костылях («Что с тобой случилось? – Стрип! – Она и мне когда-то подставила подножку») вручили приз лучшей актрисе. Фрэнсис МакДорманд, звезда «Трёх биллбордов на границе Эббинга, Миссури» выиграла «Оскар» в соперничестве с Марго Робби («Тоня против всех»), Мерил Стрип («Секретное досье»), Сиоршей Ронан («Леди Бёрд») и Салли Хоукинс («Форма воды»). В своей эмоциональной речи МакДорманд поблагодарила не только такого же, как она, «дебошира и анархиста» Мартина МакДонаха, но и братьев Коэн, подаривших ей предыдущую оскароносную роль – в «Фарго».

А затем МакДорманд попросила подняться со своих мест всех номинированных на премию женщин.

Акция удалась, Киммел даже выразил сожаление, что он не женщина и счел выступление МакДорманд достойным премии «Эмми».

Отдельным шоу стал выход артистов, объявивших главного победителя.

Как и год назад, эта почетная миссия была доверена «Бонни и Клайду» – дуэту Уоррена Битти и Фэй Дануэй. На сей раз обошлось без ошибок, хотя победитель и разыграл сомнение, демонстративно заглянув в конверт.


«Призрачная нить», «Тёмные времена», «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури», «Зови меня своим именем», «Прочь», «Дюнкерк», «Секретное досье», «Леди Бёрд» – все они проиграли «Форме воды».


Я уже неоднократно писал (не слишком позитивно) об этой как бы необычной, но, по сути, состоящей из драматургических штампов сказке.

Спасибо сценаристам церемонии:

завершить отчет о ней можно не хулой хвалой «Формы воды», а сообщением о том, кому достался заветный «Кавасаки». Да, никто не переплюнул в краткости художника «Призрачной нити» Майка Бриджеса – и он с лихостью каскадера оседлал железного морского коня.


С новым «Оскаром»!