Съёмки «Человека, который убил Дон Кихота» вновь отложены – за день до начала.
Opus magnum Терри Гиллиама – проект с 17-летней историей, начинающейся в 1998-м году.
Тогда фильм с бюджетом в 32 миллиона долларов был запущен в производство. Главные роли распредилились между Джонни Деппом (он должен был сыграть нашего современника Тоби, высокомерного голливудского типчика, попадающего в описанные Сервантесом времена), Жаном Рошфором (Дон Кихот) и Ванессой Паради. Съёмки в Наварре стартовали в 2000-м, но быстро сошли на нет из-за лавины проблем, от финансовых до со здоровьем; природные катаклизмы также не дремали. Всё, что осталось от той затеи – документальный фильм «Затерянные в Ла Манче».
Но история не отпускала Гиллиама – из года в год он неоднократно и каждый раз безуспешно пытался вернуться к ней; в возможных Дон Кихотах побывали Роберт Дювалл и Джон Хёрт, к роли Тоби примерялись Юэн МакГрегор и Джек О’Коннелл. Претерпел метаморфозы и сюжет – акцент переместился на современность, которую съёмки фильма о Дон Кихоте меняют роковым образом. В 2014-м году Гиллиам вновь, в седьмой раз, приступил к кастингу: счастливая семерка не сработала, съёмки на Канарах с испанским продюсером Адрианом Геррой сорвались, когда Гиллиам уже почти поверил в то, что «докатил сизифов камень до вершины горы». В 2015-м диагноз «рак поджелудочной железы» выбил из строя Джона Хёрта.
В 2016-м на Каннском фестивале Гиллиам объявил о возобновлении работы над проектом – с Адамом Драйвером (Тоби), Майклом Пэлином (Дон Кихот) и Ольгой Куриленко. Продюсировать картину собирался легенданый португалец Паулу Бранку, крестный отец многих сложных проектов, доверяющий дебютантам и поддерживающий великих стариков, от которых люди потрезвее отказываются. Съёмки должны были стартовать в ближайший понедельник, 3 октября.
Но тут подвел Бранку, не нашедший обещанных средств. Эта, в общем, грустная сага о прóклятом фильме приобрела совершенно мистические черты – и вызывает противоречивые чувства. Ведь даже не будучи снятым, проект «Человек, который убил Дон Кихота» уже занимает важное место в истории кино. Фильм-легенда и фильм-призрак, он живет в наших фантазиях – и никогда не разочарует.
Хотя никогда не стоит говорить «никогда».