«Оскар» не говорит по-английски


Вадим Рутковский
3 октября 2016

Все претенденты на «иноязычный» приз Американской киноакадемии-2017. Выпуск I: Призеры Москвы и Венеции, трепетные детки и огненная лава

Скоро в Санкт-Петербурге открывается фестиваль West Wind, программу которого на 90 процентов составляют фильмы из зарубежного оскаровского лонг-листа прошлого года. Есть повод внимательно изучить только что объявленный длинный список номинантов 2017-го. Представляем всех кандидатов от 85-ти стран и разбираемся, кто составляет серьёзную конкуренцию «Раю» Андрея Кончаловского. Сегодня – страны от «А» до «В».

1. Австралия

«Танна» (Tanna)

Ромео и Джульетта из Вануату – самая легкая и верная аналогия для истории любви под величественной сенью грозного вулкана. Именно Вануату, крошечному тихоокеанскому государству, принадлежит остров Танна, на котором живут герои и участники фильма: вымышленную историю разыгрывают реальные люди, а не актеры. Своей кинематографии у Вануату нет, и этот фильм сделал дуэт австралийских режиссеров Бентли Дина и Мартина Батлера. Премьера состоялась год назад, в программе «Неделя критики» на Венецианском фестивале. Аборигены, исполнившие главные роли, собирали толпы зевак, разгуливая по улицам острова Лидо в национальных костюмах и охотно позируя камерам (см. фото). Фильм же в итоге и победил по результатам зрительского голосования. Шансы на попадание в оскаровский шорт-лист невелики, но есть. Прямо сейчас можно посмотреть трейлер.


2. Австрия

«Перед утренней зарёй» (Vor der Morgenröte)

Хроника последних лет жизни Стефана Цвейга, снятая актрисой и режиссером Марией Шредер с мастером трагифарса Йозефом Хадером в главной роли. Был показан в программе Пьяцца Гранде на МКФ в Локарно и выгодно отличался от своих соседей: строгостью, нежеланием заигрывать со зрителем, изобретательной формой (Шредер использует долгие, виртуозно выстроенные планы). Для академиков, возможно, сложноват.


3. Албания

«Хром» (Krom)

Хроника взросления и семейная драма, премьера которой прошла в прошлом году во втором конкурсе МКФ в Карловых Варах East of the West. Востребованнные фестивалями албанские фильмы отчаянно смешивают социальность с сентиментальностью, впрочем, про «Хром» утверждать ничего не буду – пока видел только трейлер.


4. Алжир

«Колодец» (Le puits)

Эмоциональная драма о столкновении французских солдат с мирным населением во время войны Алжира за независимость. Правильная тема, и надрыв, похоже, присутствует.


5. Аргентина

«Почётный гражданин» (El Ciudadano Ilustre)

Участник последнего МКФ в Венеции, принесший Кубок Вольпи за роль Оскару Мартинесу. Язвительная комедия о лауреате Нобелевской премии, построившем всю литературную карьеру на описании нравов своего родного аргентинского захолустья (жить и получать гонорары в евро писатель предпочитает в Испании) и опрометчиво вернувшемся на малую родину. Такая приятная поначалу встреча с земляками оборачивается скандалами и синяками: дело и в высокомерии героя, и в желании не застаиваться в звании лауреата, но изобретать новые провокационные сюжеты (что подсмотренным в реальной жизни героям совсем не по нраву), и в пропасти, разделяющей мыслящую прослойку и обывательский класс. И просто в том, что возвращаться к истокам не всегда полезно – что было, то было. Отлично придуманный фильм о несложившейся коммуникации между интеллектуалом и «дурачьём» использует очень уж традиционный киноязык – но то, что казалось недостатком в контексте Венеции, с «Оскаром» может, наоборот, помочь.


6. Армения

«Землетрясение»

Фильм Сарика Андреасяна о страшном землетряснии, случившемся в Армении 7 декабря 1988 года, и частных человеческих историях на фоне катастрофы. Копродукция с Россией – можем гордиться, если фильм вдруг попадет в шорт-лист.


7. Афганистан

«Расставание» (Parting)

Ферештех вместе с родителями бежит из талибанского Афганистана в Иран, Наби следует за ней, но и в этой стране его жизнь в опасности – за парнем охотятся родственники человека, убитого его братом в случайной стычке. Ферештех и Наби пытаются добраться до соседней Турции – при фатальном отсутствие денег и везения. Роуд-муви о влюбленных, которых разлучают война, месть и экзистенциальная невозможность счастья – фильм дивной кинематографической красоты, которая, кажется в крови у иранских режиссеров. Даже если по рождению они, как Навид Махмуди, посвятивший картину своим родителям-эмигрантам, – афганцы.


8. Бангладеш

«Безымянный» (Oggatonama)

Фильм, за который болею, даже не посмотрев. Потому что тамильская кинематография из страны с мягким, демократичным исламом не скована догмами и отличается удивительно свежим – немного наивным и ужасно обаятельным – взглядом на мир. 


9. Бельгия

«Арденны» (D’Ardennes)

Название обманчиво наводит на мысль о батальном кино. Но нет, это не об Арденнской операции 1944-го, а о современных бельгийцах и, судя по трейлеру, с фирменным национальным гротеском и черной ухмылкой.


10. Болгария

«Лузеры» (Каръци)

Победитель прошлогоднего Московского международного кнофестиваля, эффектно снятый в черно-белом широкоформатной изображении и напоминающий американских «SuperПерцев». Драмеди о подростках из заштатного городка, ожидающего визит рок-группы «Кислород», – фильм, абсолютно интернациональный по музыке, шуткам и трепетному духу ста дней после детства, но с национальными особенностями: Христов добродушно юморит по поводу провинциальности родной Болгарии, отправляя рокеров в тур по шахтерским домам культуры и актовым залам кулинарных техникумов. «Лузер – это человек, родившийся в Болгарии», – подытоживает в финале главный герой, старшеклассник Коко, оставленный уехавшими на заработки в Грецию родителями ухаживать за бабушкой, страдающей синдромом Альцгеймера. Но кореша тут же резонно поправляют Коко: лузерам вообще-то принадлежит мир, а героев если искать, то не на земле, а на каком-нибудь липовом Аватаре. «Оскар» не светит (хотя фильм отличный).


11. Боливия

«Опечатанный груз» (Carga sellada)

Социальный триллер о попытке захоронить токсичные отходы в Андах и бунте коренного населения, не пожеавшего мириться с отбросами. Очень хочется посмотреть – жанр сегодня редкий. И снят женщиной-режиссером – Хулией Варгас Вайзе.


12. Босния и Герцеговина

«Смерть в Сараево» (Smrt u Sarajevu)

Новая картина опытного Даниса Тановича, получавшего «Оскар» в 2001-м за «Ничью землю». Доступные в сети фрагменты обещают социальную драму (смотреть которую, если честно, совсем не хочется, несмотря на теплый прием фильма в конкурсе Берлинале). Вот один из них.


13. Бразилия

«Маленький секрет» (Pequeno segredo)

В Бразилии не обошлось без скандалов, в результате которых в номинацию не попал (по политическим мотивам) самый очевидный претендент – великолепный «Водолей», участник Каннского конкурса, вернувший на большой экран грандиозную Соню Брагу. В итоге выдвинут заочно не слишком привлекательный фильм, который даже в национальный прокат толком не выходил. Если внимательно присмотреться к датам выпуска представленных в лонг-листе фильмов, видно, что некоторые страны честно соблюдают регламент, выдвигая фильмы 2014-2015 годов (Академия тредует, чтобы фильм был выпущен в национальный прокат до 1 октября), а некоторые идут на уловки. Мы, кстати, среди хитрецов – выдвинутый от России «Рай» был показан всего на нескольких сеансах в одном московском кинотеатре.


14. Великобритания

«В тени» (Under the Shadow)

Нет, это не ошибка – Соединенное Королевство тоже участвует в «иноязычной» гонке – с хоррором, снятым на фарси режиссером иранского происхождеия Бабаком Анвари. По описанию – один из самых интригующих фильмов года: ужастик, где зло преследует мать и дочь в Тегеране во время Ирано-Иракской войны.


15. Венгрия

«Чистое сердце» (Tiszta szívvel)

Черная криминальная комедия, о содержании которой больше говорит англоязычное название Kills on Wheels.


16. Венесуэла

«Издалека» (Desde alla)

Победитель прошлогоднего Венецианского фестиваля, изрядно своей победой удививший. Герой позднего дебюта Лоренцо Вигаса – Армандо, зубной техник из Каракаса, тратит заработанные на коронках деньги на уличных мальчишек. Вообще, мог бы сэкономить, накачав порнухи – ему даже не нужен секс: он предпочитает самоудовлетворяться «на расстоянии» (отсюда название), не прикасаясь к своим «объектам». С одним из парней, вырубивших Армандо прежде, чем спустить штаны, у техника выстраиваются серьезные отношения, в результате которых подросток перековывается в верного любовника. Вот только этого Армандо и не нужно: попытка парня начать «совместное ведение хозяйства» приводит к разрыву – при весьма гнусных обстоятельствах. Собственно, всё. Никаких сверхзадач, ну, может, знаком Вигас с постулатом Оскара Уайльда Each man kills the thing he loves. Фильм как фильм, снят как тысячи других «фестивальных» фильмов.


17. Вьетнам

«Жёлтые цветы на зеленой траве» (Tôi thấy hoa vàng trên cỏ xanh)

Поэтичный фильм о детстве на лоне природы – во Вьетнаме, на родине Тран Ан Хуна, как нигде умеют снимать такое трепетное и красивое кино. Кстати, как и «Издалека», уже доступен на торрентах – тольько тссс!


Продолжение следует.