«Оскар» не говорит по-английски


Вадим Рутковский
4 октября 2016

Все претенденты на «иноязычный» приз Американской киноакадемии-2017. Выпуск II: женские истории, революционные волнения.

Оскаровские комитеты 85-ти стран выдвинули картины, претендующие на попадание в номинацию «лучший фильм на иностранном языке». Продолжаем собственное рассмотрение кандидатов. Сегодня начинаем с «Г» – Германии, у которой большие шансы на шорт-лист 89-го «Оскара», закончим странами на букву«И».


18. Германия

«Тони Эрдманн» (Toni Erdmann)

Вот один из потенциальных лидеров соревнования, теплая и милая комедия про взрослую дочь и ее отца, немолодого, но шебутного человека. Дочь – деловой сухарь, консультант по переводу нефтеперерабатывающего предприятия на аутсорсинг, женщина с подконтрольными эмоциями и железной хваткой, отец, учитель в средней школе – клоун по жизни, анархист по природе; смешная вставная челюсть всегда под рукой; а Тони Эрдманн – вымышленное имя, для перевоплощения, тоже своего рода комический аксессуар. Всё жутко симпатично; режиссер Марен Аде, сделавшая до этого всего два фильма, невротичные драмы «Лес для деревьев» и «Страсть не знает преград», будто прошла хорошую психотерапию, избавилась от неврозов и на нерешенные внутренние проблемы своей героини смотрит с доброй усмешкой. Как в хорошем сериале (к сравнению подталкивает и не слишком адекватный метраж в 2 часа 42 минуты). Академики не могут не растаять, и в шорт-лист каннский аутсайдер «Тони Эрдманн», скорее всего, попадет.


19. Гонконг

«Порт приписки» (Port of Call)

Криминальный триллер, реконструирующий реальное уголовное дело – историю 16-летней проститутки, чье расчлененное тело было найдено в 2008-м. «Оскар» не светит, но трейлер многообещающий.


20. Греция

«Шевалье» (Chevalier)

Прошлогодняя комедия Афины Рэчел Цангари – женский ответ «Лобстеру», фирменный фильм греческой новой волны, специализирующейся на странных играх, диких, выморочных и незабываемых сюжетах. Шесть успешных мужчин, отправившиеся на уик-энд нырять и рыбачить, не покидают яхту и после возвращения: заигрались в «шевалье». Правила игры подвижны и туманны, цель – посредством произвольно придуманных тестов выяснить, кто всех лучше. Взрослые, солидные дяди вооружаются блокнотами и ставят друг другу баллы – за всё, что можно оценить, от позы во сне до умения готовить и стойкости эрекции; победителю полагается почетный перстень шевалье. При всей ехидности взгляда на самовлюбленных самцов, при всей абсурдистской остроте и классовых мотивах, «Шевалье» не столько сатира, сколько вполне добрая комедия о соревновательном мужском духе. Для академиков, боюсь, слишком странная и экзотичная (точно не деликатно-диетический «Тони Эрдманн»).


21. Грузия

«Чужой дом» (House of Others)

Поэтичная притча о войне и мире, воссоздающая трагические события 1990-х годов, – дебют Русудан Глурджидзе, победивший в секции East of the West фестиваля в Карловых Варах. Грузии везет – в 2015-м в шорт-лист попали «Мандарины», посвященные тому же грузинско-абхазскому конфликту. 


22. Дания

«Под песком» (Under sandet)

Пленные немцы старшего школьного возраста на минных полях. Этот фильм гостил весной на фестивале «Датская волна» (под названием «Моя земля») и в особом представлении не нуждается.


23. Доминиканская Республика

«Сахарный цветок» (Flor de Azúcar)

Историческая драма о жизни двух (доминиканской и гаитянской) крестьянских семей в 1948-49 годах, во времена диктатуры Трухильо. Думаю, другого случая что-либо сказать об этом фильме, не представится.


24. Египет

«Столкновение» (Eshtebak; Clash)

Фильм Мохамеда Диаба, открывавший каннскую программу «Особый взгляд», берется за осмысление политических волнений в Каире 2013 года, используя интригующий постановочный прием: камера не покидает полицейского автозака, куда попадают журналисты, противники Мусульманского Братства, члены Мусульманского Братства, а ближе к финалу и военные, укрывшиеся среди арестованных в суматохе уличных боев. Из «Столкновения», вроде бы, насыщенного противоречивыми характерами и отношениями, о социополитической ситуации в Египте узнать можно немного: перебор со штампами, а финальную точку ставит подсвеченный зелеными лазерами кровавый сумбур, что больше походит на драматургическую слабость, а не на глобальную метафору. Но не исключаю, что академики будут настроены не так критично.


25. Израиль

«Песчаная буря» (Sufat Chol; Sand Storm)

Драма о пробуждении самосознания в бесправных женщинах-бедуинах Востока; победила в международном конкурсе Санденс-фестиваля.


26. Индия

«Расследование» (Visaranai; Interrogation)

Показанный в «Горизонтах» прошлогодней Венецианской кинобиенале триллер о лютой коррупции в индийских правоохранительных органах, жертвами которой становятся четыре тамильских рабочих. По посылу – почти «Левиафан», только смотреть не скучно.


27. Индонезия

«Письма из Праги» (Surat dari Praha)

Неожиданный претендент – индонезийское кино с местом действия в Праге. Здесь прожил почти всю жизнь, причем не по своей воле, один из героев любовно-исторической музыкальной драмы: еще студентом не смог вернуться из Европы на родину в 1966-м, когда в Индонезии стали резать коммунистов. Возможно, самый благолепный фильм, затрагивающий жуткую тему.


28. Иордания

«3000 ночей» (3000 Nights)

То ли душераздирающая, то ли душеспасительная история о беременной палестинке Лайле, которая собиралась уехать в Канаду, а угодила по липовому обвинению в терроризме в тайную израильскую тюрьму (порядки в которой напоминают концлагерные). Рождение ребенка в аду – интересная тема, но вряд ли академики, при всем их нарочитом свободомыслии, оценят настолько антизираильский фильм.


29. Ирак

«Эль-классико» (El clásico)

Ирак представляет фильм режиссера-курда Халкавта Мустафы, сделанный в копродукции с Норвегией. Синопсис просто изумительный: два брата-карлика стремятся контрабандными тропами достичь Испании и встретиться с Рональдо – и всё для тогго, чтобы растопить сердце башмачника – отпетого болельщика, возражающего против брака дочери с «маленьким человеком».


30. Иран

«Коммивояжер» (Forushande; The Salesman)

Успешно прошедший в каннском конкурсе-2016 (приз за мужскую роль Шахабу Хоссейни, приз за сценарий режиссеру Асгару Фархади), но, на мой вкус, какой-то вымученный фильм. Во всем, начиная с названия – герой никакой не коммивояжер, а учитель, вместе с женой участвующий в театральной постановке «Смерти коммивояжера». Вообще, это, как и «Развод Надер и Симин», уже принесший Фархади одного «Оскара», про супружескую жизнь как бы с неожиданного ракурса: пара, вынужденная покинуть находящийся в аварийном состоянии дом, переезжает в квартиру, где прежде жила дама легкого поведения, вторжение одного из ее возможных клиентов приводит «жену коммивояжера» к физической и эмоциональной травме.


31. Исландия

«Воробьи» (Þrestir; Sparrows)

Совсем недавно мы показывали этот фильм на фестивале исландского кино,  потому без лишних слов.


32. Испания

«Джульетта» (Julieta)

Новый фильм стопроцентного классика Педро Альмодовара по трем новеллам канадской писательницы Элис Манро (про большую любовь, чувство вины и немного про творчество). По мне, так пример старческого угасания. Но чего навязывать мнение – картина давно и в нашем прокате, посмотреть не проблема.


33. Италия

«Море в огне» (Fuocoammare)


Документальный хит Джанфранко Рози, победивший на Берлинском фестивале. Впрочем, док – слово, не очень подходящее этой меланхоличной кинозарисовке о жизни на острове Лампедуза (огня, кстати, тоже нет ни в кадре, ни в энергетике). С одной стороны, местный мальчишка, его семья, друзья, незатейливые игры и робкие мечты, с другой – сотни африканских эмигрантов, живых и мертвых, прибывающих в убийственных корабельных трюмах на остров свободы. Дело даже не в том, что Рози часто прибегает к постановке событий (по сути, здесь реальные люди играют самих себя); анти-документальным «Море» делает далекая от реальной хроники поэтическая интонация.


Продолжение следует!