«Оскар» не говорит по-английски


Вадим Рутковский
5 октября 2016

Все претенденты на «иноязычный» приз Американской киноакадемии-2017. Выпуск III: о детях, но не для детей, про семьи, но не для семейного просмотра

Оскаровские комитеты уже 85-ти стран (позднее других спохватились Коста-Рика, Малайзия и Эквадор) выдвинули картины, претендующие на попадание в номинацию «лучший фильм на иностранном языке». В третьей части нашего беглого обзора – фильмы из стран от «К» до «П».

34. Казахстан

«Аманат»

Серьезная, с эпическим размахом биография историка Ермухана Бекмаханова, жертвы сталинских репрессий. Новый фильм снимающего нечасто Сатыбалды Нарымбетова, автора «Жизнеописания юного аккордеониста», одной из самых значимых казахстанских лент после распада СССР. Для синефилов новое казахстанское кино – это в первую очередь «партизанские», малобюджетные работы Адильхана Ержанова и других молодых режиссеров. Но и кино большого стиля – причем высокого уровня – в стране есть: кроме «Аманата» на ум моментально приходит показанная на ММКФ «Дорога к матери».


35. Канада

«Это всего лишь конец света» (Juste la fin du monde)

Канадцы мудро выдвинули своего вундеркинда Ксавье Долана, недавно отхватившего за экранизацию пьесы Жан-Люка Лагарса Каннский Гран-при. Лагарс написал текст в 1990-м, за пять лет до смерти от СПИДа. Герой – автобиографический: драматург, смертельно болен, возвращается к матери, брату и сестре спустя 12 лет после отъезда из дома (за все эти годы – только сотни открыток, педантичные поздравления), чтобы сказать о близком конце и попрощаться – но так и не проговаривается. Сам Лагарс успел вернуться к этой теме и к этим героям в предсмертной пьесе «В стране далекой» – она, в отличие от «Конца света», переведена на русский. В «Конце света» язык чуть проще, но все же требует особого киноэквивалента – и Долан пытается передать сознательную сбивчивость оригинала монтажом: от короткой нарезки крупных планов – к долгому проезду; воспоминания врезаются/вгрызаются в ткань фильма киноклипом. Суперзвездный актерский состав – (перечисляю полностью, как в театральных программках): Гаспар Ульель в роли умирающего драматурга Луи, Натали Бай – мать, Леа Сейду – младшая сестра, Венсан Кассель – брутальный старший брат, Марион Котийар – его жена. Эти люди справились бы с самым тонким психологизмом, но Долан требует экзальтации, грубых мазков, скороговорки, добиваясь странного и верного эффекта: ощущения того, что ничего из запланированного так и не было сказано, но в этом непроговоренном самая ценность и есть. Изрядно помогает фильму и то что он снят на 35-миллиметровую плёнку.


36. Колумбия

«Псевдоним Мария» (Alias Maria)

Беременная женщина-солдат на спецзадании в кровавых джунглях Колумбии: цель Марии и её боевых товарищей – переправить новорожденного ребенка командира в безопасное место. Фильм – участник программы «Особый взгляд» прошлогоднего Каннского фестиваля. Из тех картин, где всё – правильно, и всё – на поверхности; смысловые частицы элементарны: война – плохо, в рождении – спасение.


37. Косово

«Дом, милый дом» (Home Sweet Home)

Солдат, считавшийся погибшим во время войны в Косово, возвращается к семье. В секции Карлововарского фестиваля East of the West фильм из Республики Косово соревновался с нашим «Коллектором».


38. Коста-Рика

«О нас» (Entonces Nosotros)

Романтическая комедия о Диего и Софии – смешно про кризис в отношениях. Стандартный образец киномейнстрима, присоединившийся к походу за «Оскаром» в последний момент.


39. Куба

«Компаньон» (El acompañante)

Боксер-чемпион попадается на приеме допинга и в качестве странного наказания должен сопровождать ВИЧ-инфицированного пациента в специальный «профилактический центр»: в 1987-м правительство Острова Свободы стало принудительно отправлять зараженных вирусом иммунодефицита пациентов в изолированные поселки под управлением военных; слово «компаньон» – эвфемизм, заменяющий «надсмотрщика». Но фильм, конечно, не о нарушении кубинскими властями прав человека, а про дружбу. В его фестивальной коллекции уже несколько зрительских наград. Если попадет в шорт-лист, не удивлюсь.


40. Кыргызстан

«Завещание отца» (Атанын керээзи)

После смерти отца, 15 лет прожившего в американской эмиграции, сын возвращается в обветшалый отчий дом – во исполнение воли покойного, чтобы рассчитаться с долгами. Семейно-социальная драма, снятая на энтузиазме режиссеров-дебютантов Бакыта Мукула и Дастана Жапар уулу. Призер МКФ в Монреале.


41. Латвия

«Рассвет» (Ausma)

Занятно сравнить претендентов от бывших советских республик. Если страны Азии опираются на крепкое, традиционно повествовательное и не лишенное дидактики кино, то страны Балтии командируют на «Оскар» эстетские фильмы. Но с советским прошлым имеет дело и «Рассвет» (или «Заря»): режиссер-экспериментатор Лайла Пакалниня разбирается с ним играючи, превращая миф о Павлике Морозове в ироничное киностолпотворение, снятое в фирменном стиле – долгими, ошеломляюще сложно выстроенными и динамичными планами.


42. Ливан

«Очень важная шишка» (Very Big Shot)

Потенциальный cult movie из Ливана – судя по трейлеру, бойкое продолжение тарантиновских традиций.


43. Литва

«День Сенеки» (Senekos diena)

В 1989-м, незадолго до выхода стран Балтии из СССР, трое 18-летних друзей создают Братство Сенеки – чтобы каждый день проживать, как последний, без вредных взрослых привычек, вроде конформизма и лицемерия. Спустя 25 лет друзья проводят ревизию идеалов юности. Историко-психологическая драма Кристьонаса Вильджунаса; для академиков, возможно, слишком локальный продукт.


44. Люксембург

«Чернобыльская молитва» (La Supplication; Voices from Chernobyl)

Люксембург – крошечная страна с вполне развитой кинематографией; оригинальная подростковая драма «Детки», выдвигавшаяся на «Оскар» в прошлом году, идет в программе фестиваля West Wind. Ставленник этого года – заведомо проигрышный и безумно интригующий: игровая экранизация документальной прозы Нобелевского лауреата Светланы Алексиевич с Динарой Друкаровой в одной из ролей. Лично я мечтаю увидеть; пока доступен только трейлер.


45. Македония

«Освобождение Скопье» (Ослободување на Скопје)

Военный эпос об особождении столицы Македонии от немецко-фашистских захватчиков и их болгарских прихвостней. События 1943-го глазами 11-летнего мальчишки – в режиссерском дебюте крупнейшего, равно востребованного и в Европе, и в Голливуде балканского актера Раде Шербеджия. Сорежиссером 70-летнего дебютанта стал его сын Данило, чей предыдущий фильм «72 дня» выдвигался на «Оскар» в 2010-м году от Хорватии.


46. Малайзия

«Редха» (Redha)

Драма о мальчике-аутисте и его родителях, ищущих пути коммуникации с больным ребенком – и друг с другом. Интернациональное, хоть и насыщенное мусульманскими мотивами, кино на актуальную тему. Ей, кстати, целиком посвящен новый московский кинофестиваль «Доку-MENTAL»; будь «Редха» документальным фильмом, непременно попал бы в программу.


47. Марокко

«Миля в моих ботинках» (Massafat mile bihidayi; A Mile in My Shoes)

Злые улицы Касабланки. Отверженный рецидивист Саид подозревается в изнасиловании жены выскопоставленного полицейского чиновника. Режиссер Саид Каллаф – дебютант, судя по трейлеру, в выборе профессии весьма уверенный.


48. Мексика

«Пустыня» (Desierto)

Триллер-вестерн от Хонаса Куарона, сына знаменитого Альфонсо. В главной роли Гаэль Гарсиа Берналь, чей герой с подарком ребенка – плюшевым медвежонком в руках – стремится к сыну, нелегально пересекая границу Мексики со Штатами, но оказывается дичью в приграничной охоте на людей.


49. Непал

«Чёрная курица» (Kalo Pothi; The Black Hen)

Поначалу смешная, ближе к финалу – страшная сказка о детворе из горной тибетсткой деревни, спешащей на выручку любимой птицы и оказывающейся в лесу со следами гражданской войны. Премьера состоялась в программе «Неделя критики» на прошлогоднем Венецианском фестивале. В интернациональном составе продюсеров (это – копродукция Непала, Франции, Швейцарии и Германии) есть и наша соотечественница Анна Качко.


50. Нидерланды

«Тонио» (Tonio)

Родители, чей взрослый сын погибает в результате ДТП, мучительно пытаются обрести новую надежду. Как-то так. Драма опытной Паулы ван дер Уст (в 2003-м она участвовала в конкурсе ММКФ с «Лунным светом»); судя по трейлеру, весьма традиционная.


51. Новая Зеландия

«Мерцающая правда» (A Flickering Truth)

Новозеландцы поступили куда оригинальнее голландцев, представив на соискание «Оскара» документальный фильм, иллюстрирующий булгаковскую максиму «Рукописи не горят». В данном случае не горят и выживают в любых смертносных конфликтах фильмы на плёнке. «Мерцающая правда» – история афганских подвижников, восстанавливающих, архивирующих и показывающих людям афганскую киноклассику, уцелевшую после атак Талибана.


52. Норвегия

«Выбор короля» (Kongens nei)


Исторический эпос, основанный исключительно на реальных событиях. В 1940-м король Норвегии Хакон VII стоит перед выбором: сдаться немецким оккупантам или продолжить борьбу... О далёких предшественниках Хакона на норвежском троне рассказывает другой национальный суперэпос – «Последний король», открывающий VII Фестиваль норвежского кино.


«Мах и Мир»
(Mah e Mir)
53. Пакистан


Романтическая драма о современном поэте, смело идентифицирующем себя с индийским классиком XVIII века Мир Таки Миром. Тот случай когда наивно – это супер.


54. Палестина 

«Идол» (The Idol)

Новый фильм Хани Абу-Ассада, дважды попадавшего в оскаровский шорт-лист: с фильмом «Рай сейчас» в 2006-м и с «Омаром» в 2013-м. «Идол» – о детях из Сектора Газа, мечтающих петь и покорять своей музыкой арабский мир – кажется чуть менее политизированным по сравнению с предыдущими работама Абу-Ассада.


55. Панама

«Сальсипуэдес» (Salsipuedes)

Еще одна душевная история с национальным колоритом, про взросление и возвращение на родину.


56. Перу

«Видеофилия (и другие вирусные синдромы)» (Videofilia: y otros síndromes virales)

Перуанцы – прекрасные люди: решили, похоже, что терять им нечего, с номинацией так и так не выгорит, пусть хоть кноакадемики чуть расширят свое представление о киноискусстве – и выдвинули радикальный экспериментальный фильм, уверенно заступающий на территорию видеоарта. Если его посомтрят – точно не забудут (в отличие от той же «Сальсипуэды» и десятка других «обыкновенных» фильмов). «Видеофилия» – один из трех победителей прошлогоднего МКФ в Роттердаме – про любительское порно в эру апокалиптической дигитализации и пикселизации всего сущего. Лучших эпизодов галлюциноза лично я не видел нигде – что только не сотворишь из грошовых компьтерных спецэффектов при наличии таланта и фантазии.


57. Польша

«Фантомный свет» (Powidoki; Afterimage)

90-летний титан Анджей Вайда взялся за биографию Владислава Стржеминского (1893-1952), художника, чья жизнь оказалась намертво связанной с Польшей, Россией и Белоруссией. Польский дворянин родился в Минске, постигал военную науку в Московском кадетском корпусе, сражался в Первой мировой, основал авангардистское художественное течение «Унизм», выступал против сталинизма (как минимум, в искусстве). У Вайды этого великого человека играет Богуслав Линда. Оригинальное польское название и его англоязычный вариант благозвучнее русского подстрочника – «Послесвечение»; лучше «Фантомный свет» – им, по сути, и является люминисцентное послесвечение; и напоминает «фантомную боль», о которой Стржеминский знал всё: на войне он лишился правой ноги и предплечья левой руки.


58. Португалия

«Письма с войны» (Cartas da Guerra)

Эпистолярный черно-белый кинороман по роману Антониу Лобо Антунеша и письмам его героя, врача, оказавшегося на полях колониальной войны в Анголе. Фильм Иво М. Феррейры, изысканное упражнение в стиле, побывавшее в конкурсе Берлинале.


Продолжение следует, и четвертый выпуск нашего «Оскар»-обозрения начнется с буквы «Р», с России. А Россия – это «Рай»!