«Бритфест»-2016: О любви, смерти и взрослой жизни


Леонид Александровский
27 октября 2016



Посмотрим, как влюбляются британцы – и не только они: в кинематографии Соединенного Королевства есть место разным национальностям.

XVII фестиваль британского кино представляет калейдоскоп головокружительных комедий и драм – от смешного заупокойного трипа «Ни пуха, ни праха» до сенсационной экранизации азербайджанской истории любви «Али и Нино».

«Ни пуха, ни праха» (Burn Burn Burn) – комедия о роуд-трипе двух подружек с прахом покойного друга.

Обычно в веселую поездку на машине отправляются, чтобы развеяться. В случае Сеф (Лора Кармайкл) и Алекс (Хлои Пирри) цель поездки – не развеяться, но развеять прах умершего от рака друга Дэна (Джек Фартинг) в четырех местах, имевших для покойного особо важное значение: в Гластонбери, Кардиффе, Йорке и шотландском местечке Бен-Ломонд. Естественно, путешествие «двоих в машине, не считая праха», оборачивается набором забавных, безумных и трогательных эпизодов.

Героиням случается тусануть в компании комических хипарей, помочь пожилой жертве домашнего насилия обрести спокойствие и даже немного повисеть на кресте!

Зажигательная картина дебютантки Шанайи Баттон насыщена, по большей части, не тревожным, но все-таки настораживающим ощущением близкого конца молодости, ускоренного внезапным вторжением смерти близкого человека. Обилие религиозно-мифологических аллюзий, рассыпанных по фильму (имена героинь – Персефона и Пандора, постановка «Страстей Христовых», комедиантка Элис Лоу в роли псевдо-монашки) придает легкой и непритязательной режиссерской манере Баттон определенного весу. Как и мощный актерский состав, в котором солируют молодые звезды сериалов Кармайкл («Аббатство Даунтон»), Пирри (Жюли Карагина из «Войны и мира»), Джозеф Демпси (Джендри в «Игре престолов») и Фартинг («Полдарк»), при участии двух гранд-дам британского шоу-бизнеса – спутницы Пола Маккартни 60-х Джейн Эшер и звезды ранних фильмов Майка Ли (и его первой жены) Элисон Стэдман.

«Навыки взрослой жизни» (Adult Life Skills) – эксцентричная комедия про молодую воспитательницу детсада и муки взросления. Режиссер Рэйчел Тьюннард представляет фильм и проводит семинар в Московской школе кино.

Возрастной и семейный расклад героинь этого фильма немного напоминает перестроечный фильм «Ребро Адама» (1990). Как и в советском фильме, в «Навыках взрослой жизни» на одной жилплощади – на сей раз, в доме в Йоркшире – живут женщины трех поколений: мечтательная добрая бабуля (любимица Майка Ли и Бена Уитли Эйлин Дейвис), энергичная деятельная мать (жена Энди Серкиса Лоррейн Эшборн) и не от мира сего Анна (звезда «Убийства на пляже» Джоди Уиттакер). Впрочем, Анна, к досаде своей матери, уже больше года живет не совсем в доме, а в сарае, где в условиях, близким к антисанитарным, занимается, в основном, тем, что снимает дурацкие мультики на видеокамеру.

Дебют монтажера Тьюннард – очередная комедия на животрепещущую тему поиска самого (самой) себя и попытки справиться с внезапно нагрянувшим горем накануне сакраментального тридцатилетнего порога. Выбраться из сарая – реального и фигурального – Анне помогают ее цветущая подруга Фиона и мальчик по имени Клинт, переживающий еще более печальный период своей молодой жизни.

Курс выживания для взрослых приходится пройти в определенный момент всем; как показывает фильм, инструкторами при прохождении такого курса могут запросто оказаться наши подопечные.

Стопроцентно женское кино этого «Бритфеста», созданное почти полностью женской съемочной группой, отмечено до странности положительным взглядом на сильную половину человечества – озвучить каковую помогают песни американского певца и гитариста Майки Пи Хинсона, в большом количестве представленные в саундтреке.

«Али и Нино» (Ali & Nino) – экранизация знаменитого романа о любви азербайджанца-мусульманина и грузинки-христианки.

Роман «Али и Нино», опубликованный на немецком языке в Вене в 1937 году писателем, скрывшимся за псевдонимом Курбан Саид, остается любопытным литературным образчиком непроясненного авторства с большой общественной судьбой (в Азербайджане книгу считают чуть ли не национальным романом). В центре сюжета книги – любовь двух бакинцев: азербайджанца-мусульманина Али хана Ширваншира и грузинки-христианки Нино Кипиани, на турбулентном фоне Первой мировой войны и революционных событий в Азербайджане 1918-1920 годов. Интересно, что именно эту драматичную историю выбрал для своего возвращения в игровое кино Азиф Кападиа, автор «Сенны» (Senna, 2010) и «Эми» (Amy, 2015), умудрившийся двумя этими фильмами застолбить за собой статус самого успешного британского документалиста современности.

Сценаристом фильма выступил большой специалист по изощренным амурным историям Кристофер Хэмптон («Опасные связи»; Dangerous Liaisons, 1988), «Кэррингтон» (Carrington, 1995), «Искупление» (Atonement, 2007), «Опасный метод» (A Dangerous Method, 2011)), а актерский состав отмечен эклектикой, сравнимой разве что с мультиэтническим наполнением Кавказа. В роли Нино предстал палестинский израильтянин Адам Бакри, в роли Нино – испанка Мария Вальверде, известная по «Исходу» (Exodus: Gods and Kings, 2014) Ридли Скотта, а колоритную грузинскую пару ее родителей изображает роскошный интернациональный дуэт – уроженец Чикаго Мэнди Пэтинкин и статная датчанка Конни Нильсен.

В своих художественных лентах выходец из иммигрантской семьи индусов-мусульман Кападиа всегда стремится к экзотическим сюжетам и локациям, сталкивающим представителей разных культур и укладов жизни.

Так, действие «Воина» разворачивалось в индийском Раджастхане, а «Нереальный север» (Far North, 2007) приглашал зрителя в арктическую тундру. «Али и Нино» – новая блестящая работа режиссера, чурающегося знакомых мест и тривиальных ситуаций.

«Наводнение» (The Levelling) – cемейная драма на фоне наводнений в Сомерсете.

У слова «levelling» есть несколько значений. Первое – «нивелирование», измерение геодезической высоты местности, имеет отношение к природному феномену, показанному в фильме. Второе – «выравнивание», «возвращение к нормальности», отражает путь, который главные герои фильма, отец и дочь, проходят навстречу друг к другу. Когда брат героини Кендрик кончает с собой после запойной вечеринки, ей приходится вернуться на родную ферму и начать процесс восстановления отношений с убитым горем – и потерявшим дом – отцом, а также попытаться понять, что именно подтолкнуло брата к роковому решению.

Полнометражный дебют Хоуп Диксон Лич – показательный образец британского инди-фильма: медитативное распутывание сложного клубка построенных на обидах и недоговоренностях отношений, вписанное в негостеприимный, конфликтующий с людьми пейзаж.

26-летняя Элли Кендрик знакома большинству по роли Миры Рид в «Игре престолов», а театралы хорошо помнят ее Джульетту в глобусовском спектакле 2010-го года. Впрочем, любителям британского театра куда лучше известен Дэвид Траутон – звезда Королевской шекспировской компании, памятный заглавными ролями в исторических хрониках Шекспира. Самого пристального внимания заслуживает саундтрек фильма от интересного лондонского композитора Хатч Демуильпье, также дебютирующей этим фильмом в полном метре.

«Покидая Блэкпул» (Away) – встреча двух потерянных душ на фоне неоновых огней Блэкпула.

Блэкпул называют британским Лас-Вегасом – этот курортный городок издревле служит излюбленным местом отдыха жителей северной Англии. «Что случается в Блэкпуле, остается в Блэкпуле», а случится там может, как в любом курортном городе, что угодно: например, встреча и любовь (пусть чисто платоническая) мужчины глубоко за пятьдесят и юной наркоманки в завязке. Попсовая сценография Блэкпула обычно служит подспорьем для разного рода комических сериалов (один из которых так и называется «Блэкпул»), но для маститого телережиссера Блэра история встречи «дельфина и русалки» служит поводом для повествования, куда более укорененного в реальности.

Блэйр набил руку на сериалах и телефильмах и в последние годы отметился двумя отличными телепостановками сценариев прожженного бытописателя «маленькой» Британии Джимми МакГоверна: «Пустырь» (Common, 2014) и «Редж» (Reg, 2016). «Покидая Блэкпул» уже сравнили с легендарными работами другого певца британского пролетариата и выходца с телевидения, Кена Лоуча, – с его шедеврами 60-х «На узловой» (Up the Junction, 1965) и «Бедняжка» (Poor Cow, 1967). На сравнение с лоучевским кинематографом работает и присутствие актрисы Хэйли Сквайерс – звезды нового фильма Лоуча «Я, Дэниел Блэйк». Драматургически жизнеспособным оказался и дуэт протагонистов, который лишь на первый взгляд трудно представить в романтическом антураже: любимец Майка Ли Тимоти Сполл и субтильная Джуно Темпл сыгрываются идеально, чему не мешает ни известная страсть Сполла к гротескной аффектации, ни устоявшееся амплуа Темпл девочки с приветом.

«Покидая Блэкпул» – тот редкий фильм, после просмотра которого и киноманы, и нечастые гости кинотеатра покинут зал в приподнятом настроении.