Как всегда, по количеству фильмов ММКФ уступает разве что Берлинале, совсем не видящему берегов. Как всегда, нет недостатка в российских премьерах арт-хитов, открытых другими фестивалями. Но многоообещающих мировых и международных премьер тоже немало.
Впервые ММКФ проходит с 19 по 26 апреля: обычные летние даты перенесены из-за футбольного чемпионата. По одной только этой причине 40-й, первый и последний весенний ММКФ, уже вошел в историю. Но, может, и конкурс не подведет: заочно чуть ли не все 17 картин, соревнующихся за «Золотого Георгия», кажутся интересными.
Есть «Ночной бог» казахстанского вундеркинда Адильхана Ержанова, прославившегося в 2014-м совершенно невероятным черным социальным гротеском «Хозяева» (а через две недели после окончания ММКФ Ержанов представит свою следующую работу в каннском «Особом взгляде»).
Есть «Ричард спускается в ад» итальянки Роберты Торре, режиссера необычных любовных драм «Анджела» и «Черное море».
Есть «Гаспар едет на свадьбу» редко, но метко снимающего француза Антони Кордье: его первый фильм «Холодный душ» (2005) был показан в каннском «Двухнедельнике режиссеров» и получил точную и лестную характеристику «Франсуа Трюффо встречается с Ларри Кларком», вторая же работа, «Несколько счастливцев» (2010), попала в конкурс Венеции.
Есть «Ню» актрисы «Гоголь-центра» Ян Гэ, интригующий, стопроцентно независимый дебют.
Вообще, много чего есть, о чём буду рассказывать «в порядке поступления». Сейчас же смысл этого вступления в том, чтобы обратить внимание на конкурс. Мундруцо с Кешишем вы и без дополнительной рекламы не пропустите.
К юбилею ММКФ подготовил небольшую, но безупречную программу важных фильмов, открытых Москвой: здесь есть и дебюты нынешних каннских любимцев – «Гитара-монголоид» обладателя прошлогодней «Пальмы» Рубена Остлунда и «Танцуя в пыли» Асгара Фархади, чей новый фильм «Все знают» откроет Канн-2018. Есть «Кинолюбитель» Кесьлевского, «Отец» Иштвана Сабо, «Маленькие влюбленные» Жана Эсташа – это шедевры, но их всё же можно увидеть не только на ММКФ.
Другое дело – «Притворщики» Йоса Стеллинга, выдающийся фильм, который по необъяснимым причинам вы не найдете ни на «Амазоне», ни на торрентах; весь Стеллинг доступен, а вот именно «Притворщики» – нет.
Мне повезло несколько лет назад увидеть этот фильм, благодаря дружбе с Володей Лукиным, учившимся в Амстердамской киношколе. Теперь таким другом для каждого может стать ММКФ, открывающий тайный шедевр великого нидерландского чудака.
Открывается же фестиваль конкурсным фильмом – эротическим детективом «Неаполь под пеленой». Его атвор Ферзан Озпетек – итальянский режиссер с турецкой кровью: умножайте темперамент на два.
За первые 10 минут нового фильма на экране совершается убийство, разыгрывается смачный дионисийский перформанс и случается насыщенный секс.
А дальше один из его фигурантов, атлетически сложенный дайвер Андреа, срывает запланированное вечернее свидание со своей партнершей, доктором Адрианой, но утром свидание случается, только совсем не так, как планировалось...
Я не стану подробнее раскрывать завязку сюжета – незнание способно подарить несколько очень нервных минут; вообще же, темперамент Озпетека проявляется и в барочности драматургии;
в этом фильме много извилистых ходов и переменчивых настроений, тайна на тайне, загадка на загадке; Озпетек вдруг оказывается кем-то вроде археолога, копающего вглубь и вглубь (и не просто так антуражем здесь служат античные музейные древности).
Конечно, «Неаполь» – не традиционный детектив; детектив под пеленой, где всё – и преступление, и расследование – в тумане, не совсем то, чем кажутся. Зато и от разочарования, неизбежно наступающего после развязки любого детектива, Озпетек страхует.
В конкурсе ММКФ Озпетек уже участвовал – в 2012-м, с мистической комедией «Присутствие великолепия» – и схожие мотивы (призраки прошлого, готовые материализоваться во плоти) есть и в «Неаполе». Вообще же, Озпетек, что бы ни снимал – хоть романтическую драму «Окно напротив» (это самый титулованный его фильм, на нём он впервые работал с Джованной Мецзоджорно, сыгравшей главную роль в «Неаполе»), хоть гей-бурлеск «Холостые выстрелы», не важно, авторство его всегда опознается: по движению камеры и движению в кадре, планам и мизансценам, актерским типажам и навязчивым мотивам. Призраки – не самый главный из них;
важнее парадоксальные и, вроде бы, невозможные отношения героев и кровное родство, уступающее «суррогатной» семье – сообществу, в котором людей объединяет нечто, более важное, чем кровь.
На фото Озпетека с актерами – Джованной Мецзоджорно и Алессандро Борги, это нечто – кино.