Рэпперша-plus sized из Нью-Джерси, Игги Поп в пустыне и гаражная психотерапия - в музыкальном гиде по фестивалю американского кино.
Предыдущий, нью-йоркский гид по «Амфесту-2017» заканчивался флэшворвартсом в фильм «Группа Лейкопластырь», но перед тем, как наведаться в поющие гаражи Калифорнии, давайте заскочим в Нью-Джерси. Машины нам по дороге будут попадаться самые разные. Помните pussy wagon из «Убить Билла»? У девушки Пэтти из фильма Patti Cake$ - начинающей рэпперши большого таланта и еще более внушительных форм - есть собственное огневое автосредство под названием «пэтти-вэгон». А почему нет?
В эпоху рэп-батлов и гламура-XXL Пэтти имеет все шансы стать звездой локального рэпа. Тем более, что достойных конкурентов у нее нет, а до Бруклина с его шонами картерами (тем более до Детройта с маршаллами мэтерсами) на пэтти-вэгоне полдня пилить.
Вообще-то, в американском кино рэппером может стать кто-угодно - будь ты сенатор преклонных годов Уоррен Битти («Булворт») или, там, Хоакин Феникс («Я все еще здесь»). В фильме дебютанта, уроженца Нью-Джерси Джереми Джаспера за читку отвечает молодая австралийка Даниэлль Макдональд (привет Ребел Уилсон!), которую после этой роли назвали «открытием Сандэнса». Ну а сам фильм сравнивают, на минуточку, с «Восьмой милей», хотя габаритами Пэтти так и просится в дуэт к заокеанскому собрату из фильма «Ле Донк и Скор-се-зе» Шейна Медоуза.
Если для Пэтти музыка - призвание и смысл жизни, то для бездетных супругов Анны и Бена из комедии «Группа «Лейкопластырь» - изощренная форма семейной психотерапии. Устав скандалить по поводу и без, парочка решает сублимировать ссоры в тексты песен и бороться с брачным кризисом с помощью ироничного инди-рока. В дело идут пылившиеся со школьных лет гитары и оказавшийся неплохим барабанщиком сосед-сексоголик (в тихушном исполнении экс-звезды SNL Фреда Армизена). На выходе семейный дуэт неудачников (Анна - подававшая надежды писательница, работающая шофером «Убера»; Бен - художник, перебивающийся рисованием логотипов) выдает дюжину вполне убедительных песен в формате Sonic Youth-lite с правдоподобными припевами.
Вроде «Our love is true, but I don't wanna fuck you».
Ничем, кроме как блестящим дебютом, сей авторский триумф комедиантки Зои-Листер Джонс не назовешь: 35-летняя актриса выступила исполнительницей главной роли, сценаристом, режиссером, продюсером и соавтором песен, повторив, таким образом, подвиг все того же Битти-Булворта. Смесью полной откровенности и суховатого юмора (и даже сдвоенной фамилией) Листер-Джонс похожа на свою британскую визави Фиби Уоллер-Бридж с ее Fleabag, а участие бруклинского инди-поп-квартета Lucius - в качестве авторов деликатного саундтрека - добавляет картине еще больше аутентичности. Помимо всех этих очевидных достоинств, фильм предлагает и по-взрослому реалистичный месседж.
Привыкшей к комфортному лузерству интеллигенции глубоко за 30 бывает трудно справиться с внезапно нахлынувшим счастьем; однако, счастье это возможно лишь как следствие творческой реализации, пусть самой неочевидной.
Казалось бы, с творческой реализацией у Игги Попа все в порядке (как и с ритмичными появлениями на большом экране: джармушевский Gimme Danger прошел меньше года назад). Но это тоже как сказать: существует глубоко укоренившееся мнение, что половину дискографии мистера Попа можно смело игнорировать (на что, кстати, и сам Игги намекает прямо в кадре). Вышедшая в прошлом году пластинка Post Pop Depression - наоборот, один из альбомов Игги, как говорится, на века; его появлению, записи и последовавшему туру и посвящен фильм «Американская Валгалла».
Снятый фотографом Андреасом Нойманном, при участии Джоша Хомми - лидера Queens Of The Stone Age, вдохновителя и подельника Игги в работе над Post Pop Depression - фильм исчерпывающе регистрирует весь процесс создания альбома: от констатации причин, по которым Игги решился на новую рискованную коллаборацию, до гастрольного апофеоза в Королевском Альберт-Холле.
Интимность пристального взгляда Нойманна завораживает. Мы попадаем не в Вальгаллу, но в святая святых, где Игги и Джош читают дневниковые записи, сделанные во время записи пластинки, а Энтони Бурден допрашивает Игги, сладострастно развалившегося в гамаке на крыльце своего man cave в Майами.
Отдельное удовольствие - экскурсия в колыбель «пустынного рока», на легендарную студию Rancho de la Luna в Джошуа-Три.
Для Джоша Хомми работа над Post Pop Depression стала сбычей подростковой мечты, а для самого Игги - долгожданным шансом влить молодого рок-вина в мехи ветхие. Ну а для всех нас «Американская Вальгалла» станет крутой прелюдией к московскому концерту Игги Попа, который случится уже 19 октября - через считанные дни после фестивального показа картины.
Если кто не в курсе, старина Игги - не только символ отвязности рок'н'ролла и любитель пофилософствовать, лежа в гамаке; он еще диджей на BBC Radio 6 music. Джона Колтрейна Игги на своем шоу ставит постоянно - пионер спиритуального джаза является одним из его проверенных любимцев. Разумеется, Колтрейна уважает нет только Игги. Слава и репутация автора эпохальной A Love Supreme давно вышли за рамки джазового культа, а в афроцентричном пантеоне его фигура занимает место по соседству с Маркусом Гарви, Францем Фаноном и Мартином Лютером Кингом.
«В поисках Колтрейна» - документальная хронология жизни Колтрейна в джазе, от первых шагов в армейском бэнде, через ученичество в ансамблях Диззи и Майлса и героиновый ад, до обретения своего стиля в начале 60-х и выхода во фри-джазовый астрал незадолго до смерти.
Закадровым голосом Колтрейна говорит Дензел Вашингтон, а галереей говорящих голов, рассуждающих о роли и значении саксофониста, заправляет президент Клинтон.
Самым же оригинальным спикером в фильме Джона Шейнфелда (опытного документалиста, снимавшего, в частности, про Синатру и Питера Селлерса) выступил философ Корнел Вест, назвавший композицию Колтрейна Alabama «саксофонной рефигурацией ораторских интонаций Мартина Лютера Кинга».
В период создания A Love Supreme Колтрейн, как и все интеллектуалы конца 60-х, сильно интересовался Индией. Нешуточно увлекся ей еще один дебютант нашей киномузыкальной подборки Дэн Бэрон, снявший оригинальный мьюзикл «Восточная сказка», по большей части, как раз на азиатском субконтиненте.
Вдохновившись Болливудом и, кажется, «Танцующей во тьме» фон Триера (пусть весьма отдаленно), Бэрон придумал занятную историю по девушку-ученую, снаряженную американской корпорацией на родину риса-басмати в качестве миловидного лица рекламной кампании собственного риса.
Показ этой картины, в которой оскароносица Бри Ларсон танцует и поет не хуже болливудских старлеток, станет, судя по всему, мировой премьерой: снятая еще в 2013 году «Восточная сказка» столкнулась с проблемами дистрибуции и только сейчас потихоньку добирается до зрителя.
Не без проблем шло и производство фильма «Реальный Рокки» о боксере Чаке Вепнере, история которого вдохновила Сталлоне на сценарий его блокбастера. Об этой картине - и о других фильмах «Амфеста» про реальных людей (и не только) - читайте в следующем, заключительном гиде по фестивалю.