Сделаны в Америке


Леонид Александровский
28 сентября 2017

Фильмы «Амфеста-2017» - под рубрикой "based on true story"

Боксер, умевший держать удар, и авиапилот, ставший курьером у наркобаронов - в самом «реальном» гиде по фестивалю

Когда в 2010 Сильвестра Сталлоне вводили в Международный зал боксерской славы, многие с недоумением вопрошали - а за какие, собственно, коврижки? Ситуация, действительно, спорная, но против фактов не попрешь: золотой век Али, Формана и Фрейзера давно позади, а киносериал про Рокки Бальбоа снимают до сих пор. Да и вообще, у эпохи, когда поединком года называют бой главного боксера современности с человеком, вышедшим на ринг впервые, должны быть совсем другие герои. Например - тяжеловес Чак Вепнер по кличке «Кровосток». Этот не только 15 раундов против Мохаммеда Али отстоял, но и возился на ринге с Андре-гигантом (был такой рестлер - и правда огромный - и даже в кино снимался). Чем не предтеча сегодняшних MMA?


Помимо других своих достоинств, Чак стал прототипом Рокки Бальбоа. Сталлоне посмотрел его бой с Али в кинотеатре, а потом пошел домой и за три с половиной дня написал сценарий про чернокожего чемпиона-тяжеловеса Аполло Крида, решившего - неожиданно для всех - провести поединок с маргинальным левшой по имени Рокки.

И так же Вепнер: к моменту своего боя с Али он хоть и входил в топ-10 своей весовой категории, но звездой его назвать было точно нельзя. Между боями Чак подрабатывал коммерсантом, а в противники «Величайшему» был выбран лишь потому, что промоутер Дон Кинг решил «разыграть расовую карту» и устроить бой своего чемпиона с белым боксером.

Бой Али-Вепнер оказался куда интереснее, чем предвещала вывеска: «Кровосток» не только продержался почти все 15 раундов, но и умудрился повалить Мухаммада на ринг (пусть и наступив ему на ногу). Нокаут, в который Али все-таки отправил несгибаемого Вепнера за 19 секунд до окончания боя, уже никак не повлиял на репутацию Чака: финальный гонг он встретил в статусе народного героя и медийной звезды.

Белая полоса Чака, по законам жанра, длилась недолго, а за свою роль источника вдохновения для Сталлоне («Рокки» стал самым кассовым фильмом 1976 года и взял три «Оскара», включая главный - «за лучший фильм года») он не получил ни цента. Зато привлекательность биографии Вепнера - который и теперь, в свои 78, в полном порядке - оказалась долгоиграющей: в 2011 году вышел посвященный ему документальный фильм ESPN "The Real Rocky".

Фильм видного квебекского режиссера Филиппа Фалардо «Реальный Рокки» (его «Господин Лазар» номинировался на «Оскара»-2011 за «лучший иностранный фильм») - младший брат «Бешеного быка», и куда менее склонный к драматизму.

В этом «Бешеном бычке» наличествуют все фирменные ингредиенты боксерского магнум-опуса Скорсезе - классно снятые бои, бардак с женщинами, взлёт и деградация, секс, драг энд рок'н'ролл - но кастрюля с ними не кипит и не хлещет через край, а булькает на медленном огне.


Лив Шрайбер, как всегда, великолепен в роли очередного «куска мяса» - пусть и без гарнира, если вспомнить шутку Стивена Кольбера с последней церемонии «Эмми». Что касается его партнера - и брата - по «Рэю Доновану» Пуча Холла в роли Али, то чистая функциональность его появления в фильме вызывает восторг и сожаление - очень бы хотелось увидеть его динамичную версию Мохаммеда в более развернутом варианте.

70-е сейчас в моде, но Фалардо, к счастью, не зацикливается на забористой фактуре десятилетия (если хотите цветастого кича 70-х, смотрите «Двойку» на HBO), а фокусирует внимание на самом Вепнере, его непробиваемой усатой физиономии, располагающем нраве и шикарном, наговоренном из сегодняшнего далёка, закадровом монологе

Как итог - один из лучших боксерских фильмов последних лет (предваренный, разумеется, эпиграфом из «Рокки»).

Новая копродукция Дага Лаймана и Тома Круза (их вторая после «Грани будущего») «Сделано в Америке» стартует уже по занавес 70-х. Именно тогда пилот коммерческой авиакомпании Барри Сил попал в поле зрение ЦРУ и начал летать на разведку над Южной Америкой с видеокамерами на борту. Потом он подвизался курьером между ЦРУ и генералом Норьегой, вскоре в дело включился легендарный Медельинский кокаиновый картель - и жизнь пилота Сила стала совсем интересной. Контрас, сандинисты, ФБР, точка пули, поставленная в хостеле «Армии спасения»:

сюжет фильма напоминает слишком увлекательный выпуск «Международной панорамы» самого циничного предперестроечного периода.


В блокбастере Лаймана сайентологически нестареющему Крузу, среди прочих, подыгрывает умница и красавица Лола Кёрк, любимая всеми (даже теми, кто ходит в Консерваторию по нескольку раз в неделю) Хейли из «Моцарта в джунглях». Она же играет главную роль в заключительном фильме «реального» «Амфест»-гида, который, что тот уроборос, кусает за хвост наш первый гид, где мы писали про мамблкор и «Сильвио». «Близнецы» - участник МКФ в Локарно, пятый фильм одного из ведущих мамблкорщиков Аарона Каца. Правда, на сей раз Кац бесстрашно перешагнул через горло всех собственных песен - и заступил на завораживающе опасную территорию голливудского нео-нуара а ля «Неоновый демон» (на него «Близнецы» равняются по атмосфере и картинке). 

В «Близнецах» младшая Кёрк играет личную ассистентку голливудской старлетки в исполнении Зои Кравиц, которая становится свидетелем преступления, совершенного в особняке начальницы. Разумеется, ее ждет индевеющий в ледяном гламуре walk on the wild side, озвученный пульсирующим саундтреком постоянного композитора Каца Кигана ДеВитта и населенный дорианами греями с порочной улыбкой Рива Карни.

Обстановочка, далекая от true story? Но дело-то происходит в Голливуде, так что - кто его знает.