Без музыки нам оставаться надолго нельзя


Вадим Рутковский
10 октября 2020

16 октября концертом «Русская музыка 2.0» в Москве открывается XV Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория»

Впервые театр и выставочные проекты дополняет большая кинопрограмма «Территория: кино».


Пятнадцатая «Территория» – особенный фестиваль: в экстремальных условиях, к проведению международных смотров никак не располагающих. Да вы сами знаете, сейчас всё сложно. Легко было бы «Территорию» отменить – мол, всё равно гастроли зарубежных спектаклей, в былые годы становившихся хедлайнерами фестиваля, невозможны при закрытых границах.

Но «Территория» как раз про искусство – и мир – без границ, пойти на поводу у кризиса было бы пойти против собственной природы.

Да, в театральной программе этого необычного фестиваля, пришедшегося на необычный год, преимущественно российские участники. Но, во-первых, есть спецпоказ видеопроекта Жерома Белля «Ретроспектива»; благодаря онлайн-коммуникациям, Бель станет гостем фестиваля. Во-вторых, впервые в афише «Территории» большая кинопрограмма, придуманная ещё в январе, когда никто не мог предположить, что ей придётся стать флагманом «международности» фестиваля. В-третьих, «Территория» изначально задумывалась, как фестиваль, определяющий будущее российского искусства; слово «школа» в названии – не с потолка; работы звёздных зарубежных участников предыдущих выпусков феста были не просто гастрольными хитами, но учебным материалом для режиссёров и художников, работающих здесь. И то, что сегодня сильную и актуальную программу, предполагающую прямое сотворчество зрителей, можно собрать только из отечественных имён, лучше любых слов говорит о том, насколько не зря существует «Территория».


Театр никогда не был единственной составляющей фестиваля, и 15-й выпуск показательно открывает масштабный концерт «Русская музыка 2.0».

Постановщик Дмитрий Волкострелов настаивает на том, что именно музыка будет главным героем вечера.

В большом зале ЦИМа пройдут мировые премьеры сочинений композиторов, ставших первыми лауреатами программы Aksenov Family Foundation: это Марк Булошников, Дмитрий Бурцев, Олег Гудачев, Дарья Звездина, Даниил Пильчен, Алексей Сысоев, Борис Филановский и Александр Хубеев.


В афише есть ещё один проект Дмитрия Волкострелова – «Lorem Ipsum», придуманный вместе с художником Ксенией Перетрухиной и молодыми режиссёрами Мастерской Брусникина в театре «Практика»; спектакль-конструктор, сочетающий строгий расчёт и импровизацию, невозможный без вмешательства зрителей.

Хотя сказать, каким окажется «Lorem Ipsum» и другие спектакли новой «Территории», пока невозможно: в программе преимущественно премьеры.

Только «Норма» Максима Диденко, «Книга Серафима» Александра Белоусова и челябинские «Бегущие», хореографическая фантазия Ольги Поны по мотивам романа нобелевского лауреата Ольги Токарчук «Бегуны», уже известны зрителям: «Норма» – год в репертуаре театра на Малой Бронной, «Книга Серафима» исполняется в Электротеатре СТАНИСЛАВСКИЙ, премьера «Бегущих» прошла в 2019-м году на фестивале современного танца «На грани» в Екатеринбурге.


Ещё один танцевальный участник «Территории» – уже легендарные «Провинциальные танцы», екатеринбургский театр современной хореографии. Он покажет «спектакль-моралите для всей семьи» «Приключения сапожника Петра», созданный под художественным руководством Татьяны Багановой по народным сказкам-потешкам.


Одной из самых интригующих премьер «Территории» выглядит «Университет птиц», «иммерсивный саунд-спектакль» «Театра Взаимных Действий», то есть, сообщества художников Шифры Каждан, Лёши Лобанова, Александры Мун и Ксении Перетрухиной, расширивших наше представление о театральных «бродилках» «Музеем инопланетного вторжения» и «Правдивой и полной историей Джека Потрошителя». Специально для «Территории» хореограф Анна Абалихина и «Балет Москва» ставят перформанс «Сеанс одновременной игры» – танцевальный и интерактивный, предполагающий вторжение зрителей, путешествующих по пространствам Музея современного искусства на Петровке.


Импресарио Фёдор Елютин представляет на «Территории» свой режиссёрский дебют – аудио-спектакль «Мы выйдем с собой погулять в лес»: его декорацией станут лесные пейзажи в окрестностях Дома творчества Переделкино.


За привычный драматический театр – с разделением на сцену и зал, без интерактива – отвечают две работы: «Сын» живого классика Юрия Бутусова, поставленный в РАМТе, и «Снегурочка» Дениса Азарова, представителя режиссёрского поколения, дебютировавшего в нулевые, в театре на Таганке.


Выставочная часть фестиваля по времени отделена от театральной и кинопрограмм, она проходит с 26 октября по 26 ноября, и это правильно, иначе захватить всё было бы совсем невозможно. Проект Кати Бочавар по идее Сергея Николаевича «Демидова Фест 2020» вдохновлён творчеством, жизнью и мифом Аллы Демидовой. Площадкой для трёх инсталляций – «Демидова. Голос», «Демидова. Дом», «Демидова. Жест» – станет галерея «ГРАУНД Солянка».

Наконец, о киноРаньше я писал о «Территории» со стороны, в этом году сам курирую кинопрограмму. Хвалить собственный труд, вроде как, нескромно, но ничего поделать не могу; программа складывается великолепная, и меня переполняет гордость. 13 фильмов, преимущественно 2019-2020 годов; из них 11 российских премьер, одна мировая и одна – московская: «Система К» о взрыве современного искусства в Киншасе побывала в Петербурге на фестивале «Послание к человеку», но было бы глупо из-за этого отказаться от возможности включить фильм в афишу «Территории». Потому что «Система К» – фантастически позитивная, радостная картина как раз о том, что творчество не знает преград. Столица Демократической Республики Конго выглядит устрашающе,

ни один вменяемый турист не сунется, однако же именно в этом грязном, нищем, опасном мире расцветают сто цветов современного искусства, которому никакие социальные ужасы не помеха.


Единственный относительно «старый» фильм в программе – «Евангелие» (2016), но не показать последнюю на сегодняшний день киноработу Пиппо Дельбоно, режиссёра, любимого «Территорией», нельзя. Это важно и потому, что Дельбоно в России знают только как театрального постановщика – что страшно несправедливо. На фестивалях NET и «Балтийский дом» был одноимённый спектакль Дельбоно, поставленный в том же 2016-м году; те, кто его видел, смогут сравнить, как Пиппо выполнил обещание, данное умирающей матери – поставить Евангелие – двумя совершенно непохожими способами. Те же, кому спектакль не знаком, откроют удивительный исповедальный фильм о том, как неисповедимы пути, ведущие от кризиса к просветлению.


«Территория: кино» – это именно кино, ни в коем случае не фильмы-спектакли, хотя театральные имена присутствуют во многих участниках кинопрограммы. Среди них и те, кто для «Территории» практически родственники, и те, кто в России пока не слишком известен – например, великий бунтарь Кристоф Шлингензиф, умерший от рака в 2010-м году, всего в 49 лет: ему посвящён кинопортрет «Шлингензиф: Вопль в тишине», которым закрывается кинопрограмма. А на открытии, вместе с хулиганской провокационной короткометражкой американского художника Майкла Портного «Прогрессивное прикосновение» – гипнотический фильм-транс «Если бы это была любовь», превращающий в кино перформанс француженки Жизель Вьен.


Провокация – в основе творчества американской артистки, скрывающейся под псевдонимом Narcissister: её фильм «Нарциссистер играет телом» – образец предельно личного, предельно откровенного творчества, делающего зрителя интимным соучастником.


Теперь о фильмах, в которых заняты близкие «Территории» художники. В программу вошёл традиционный повествовательный док «Партизан» – исчерпывающе подробная хроника эпохи Франка Касторфа в театре «Фольксбюне». Мы показываем немецкую драму «Вся моя любовь», где одну из главных ролей играет Ларс Айдингер. Конечно, в послужном списке Айдингера есть проекты, где он – на втором плане, но там, где у актёра главная роль, он всегда – центр притяжения; на его орбите существуют все остальные исполнители. А во «Всей моей любви» он играет пилота авиалиний, самого обычного, в общем, человека, ни разу не Ричарда III или Николая II – и чертовски интересно смотреть, как буйный магнетический артист встраивается в актёрский ансамбль.


Особое место в программе у фильма «Быть Жеромом Белем». С режиссёрами этого проекта Симой Хатами и Альдо Ли отношения у героя сложились не то, чтобы безупречные; напряжение между Белем и постановочным дуэтом становится дополнительным двигателем этого забавного, граничащего с комедией абсурда проекта.

Возможно, «в отместку» Хатами и Ли сам Бель смонтировал из своих работ «Ретроспективу», которую тоже можно увидеть на «Территории»: это и есть настоящий диалог художников, со спором, но без драки.


Но «Территория: кино» – больше, чем программа фильмов, связанных с важными именами; это программа о реальностях, в которых мы живём – и которые можем по своей воли комбинировать.

Реальность повседневности, реальность политики, реальность частной жизни, реальность искусства – они связаны и влияют друг на друга, иногда – самым причудливым образом; кино оказывается инструментом, позволяющим осуществить их синтез.

О связи реальностей загадочный и волнующий фильм аргентинки Ясмин Лопес «Если бы я была зимой»: в нём компания молодых богемных интеллектуалов уединяется в старинном особняке для специфической игры – реконструкции трёх этапных активистских фильмов Годара, Харуна Фароки и Аны Мендьеты. Затея оборачивается путешествием по лабиринту чувств, воспоминаний и наваждений.


Один сеанс объединяет российский короткий метр «3» и пленительно нежную французскую игровую картину «Даниэль лицом к лицу», где школьный театр, в котором играют дети, главные герои фильма, становится медиатором между реальностями и защитой от мирового зла. «3» – документальный фильм, героини которого – блистательные актрисы, Яна Гладких, Евгения Крегжде и Елена Николаева – каждый вечер, выходя на сцену, пересекают грань, разделяющую наш профанный мир и сакральный мир театра.


А в «Орфее», исключительной совместной работе немецкого классика киноавангарда Александра Клюге и филиппинского возмутителя киноспокойствия Хавна, древний античный миф выходит на просторы азартного политического коллажа. Орфей тут меняет пол и принимает черты прекрасной Лилит Штангенберг – кстати, звезды «Фольксбюне» времён Касторфа. Всё закрючковано.