Европа, Европа


Вадим Рутковский
3 марта 2021

2 марта на okko.tv стартовал большой онлайн-фестиваль европейского кино. Помогаем сориентироваться в программе из 27 новых фильмов: представлены все страны Евросоюза

Первый гид по фестивалю обращает внимание на кино, посвящённое политике, обществу и виновнице фестиваля – Европе. Кино смешное и трагичное, заглядывающее в будущее и находящее корни сегодняшних проблем в незабываемом прошлом 


Центральное событие фестиваля – российская премьера великой эксцентрической комедии о закате Европы «Босоногий император» (The Barefoot Emperor); с призраками Брежнева и Чаплина; с Джеральдиной Чаплин и Удо Киром в ролях. Петер Бросенс и Джессика Вудворт – режиссёры, равно дружные и с газетными передовицами, и с сюрреалистическими фантазиями, и с этнографической вечностью. 

«Босоногий император» – лирическая сатира, кино и нежное, и ехидное;

подробнее – в итоговом Cool-списке лучшего за прошлый год. Пропустить – непростительно.


«Конституция Республики Хорватия» (Ustav Republike Hrvatske) – это маленькие трагикомедии большого дома (и несчастливой страны), рассказанные классиком югославского кино Райко Грличем. Загреб, наши дни; центр города и мира для героев «Конституции» – обычный многоквартирный дом. Здесь живёт хорват Вьеко Краль, днём – учёный с мировым именем, ночью – трансвестит, отец которого – ультраправый националист – прикован к постели. Соседка Майя – медсестра, которая берётся помочь избитому гомофобами Вьеко в уходе за отцом; взамен она просит подготовить своего сербского мужа Анте к экзамену в полицейской школе. Такие разные люди – кажется, что точек соприкосновения между ними быть не может. Но они находятся...


Режиссёр «Конституции» Райко Грлич («Браво, маэстро», «Любишь только раз», «Для счастья нужны трое») – классик европейского кино, помнящий те годы, когда Югославия была единой страной. Новый фильм отличается нефальшивым гуманизмом, в основе которого – уверенность в том, что общий язык между гражданами любой, даже разобщённой страны, реально возможен. 

И да, Грлич действительно превратил в диалоги целые отрывки конституции Республики Хорватия – звучит, как музыка.


Польская трагикомедия «Как можно дальше отсюда» (Jak najdalej stad; I Never Cry) – о самом необычном опыте взросления на фоне изнаночной, непарадной единой Европы. Ола – бедовая семнадцатилетняя девчонка; для родителей – совсем не подарок. Впрочем, у них и без того проблем немало; отец Олы вынужден уехать на заработки в Ирландию – где гибнет на стройке. Мать не говорит по-английски, и Оле приходится одной отправиться в причудливое путешествие – с целью доставить в Польшу отцовский прах. Не без корыстных мыслей: в первую очередь, девушку интересует, накопил ли покойный денег на покупку обещанного авто...

Фильм, который начинается как горький анекдот о столкновении восточноевропейской оторвы с западной бюрократической машинерией, превращается в пронзительную историю близости и взросления, рассказанную одним из лучших молодых польских режиссёров Петром Домалевским. 

Основано на реальных событиях.


Другая комедия с крутой юной героиней – финская «Аврора» (Aurora), ромком + нежная снежная сказка. Весёлая и пьющая Аврора – тёзка мифологической богини утренней зари, круглосуточная тусовщица, часто встречающая рассветы в клубном дурмане. Но наступают тяжёлые времена: Аврора в полушаге от того, чтобы стать бездомной; шальная идея – переехать в Норвегию, где, кажется, лучше, чем в родной финской провинции – требует денег. В этот отчаянный момент Аврора встречает Дариана – отца-одиночку, сбежавшего из Ирана и теперь остро нуждающегося в браке с европейской гражданкой для легализации своего статуса...

Бодрый и нестандартный дебют Мии Терво о превратностях любви и лукавых случайностях на фоне грандиозных северных пейзажей.


От комедий переходим к жанру пожёстче: «Правосудие_точка_нет» (Justice_Dot_Net)

чёткий триллер с экологическими мотивами.

Интернациональная группа хакеров во главе с харизматичным Робин Гудом цифровой эры Джейком Де Лонгом похищает четвёрку сильных мира сего – канадскую министершу окружающей среды и бизнесменов, сделавших миллиарды на продаже воды и поддержке воинских формирований, заточает их в комнате-бункере, оборудованной на случай террористических атак, и устраивает общественный суд, используя новомодную компьютерную игру. Противостоит похитителям женщина- полицейский Элен Лангельер (Паскаль Бюссьер). Только так уж плохи эти злоумышленники и достойны ли их убивающие нашу планету жертвы спасения?.. «Правосудие_точка_нет» – новый фильм самого известного люксембургского режиссёра Пола Крухтена, известного по поэтичной экранизации «Чернобыльской молитвы» Светланы Алексиевич.


И снова комедия: эстонская, «В погоне за единорогами» (Chasing Unicorns), про супертрип амбициозных чудаков из Таллинна в Силиконовую долину – и обратно. В Америке у каждого есть машина. В Исландии у каждого есть рок-группа. В Эстонии у каждого есть старт-ап. С такого вступления начинается комедия про национальные особенности в эпоху четвёртой промышленной революции. Комедия про Ыйе, менеджера фабрики по производству велосипедных шлемов, уставшую быть в подчинении у надутого индюка и решившую заняться собственным делом. Взяв в напарники очень обаятельного – и тотально невезучего – Тыну...


«В погоне за единорогами» – динамичный фильм с дружелюбным юмором, толикой здорового сарказма и неподдельной любовью к героям, представителям маленькой европейской страны, не теряющимся ни в старом, ни в Новом свете.

Ирландия представляет на фестивале кинороман «Остров безумия» (Arracht), запечатлевший шум и ярость национальной истории. 1845 год, тревожное время накануне Великого голода. О нём предупреждает Патси, солдат, прошедший через наполеоновские войны, дурной вестник, пришедший в дом рыбака Кольмана Шарки. Когда урожаи действительно гибнут, ирландским работягам остаётся только одно – молить английских лендлордов не повышать арендной платы. 

Но глухи богачи к мольбам простых людей – быть беде...

Ирландские кинематографисты не раз обращались к теме Великого голода. Дебютант Том Салливан делает это смело и визуально сильно, отчего Ирландия и выдвигала «Остров» на соискание премии «Оскар».


Про новейшую историю Европы – «Амнистия» (Amnestie) словака Йонаша Карасека,

сага о рождении нового постсоциалистического мира.

Драгомир Лупко – похититель картин; воры обычно аполитичны, вот только Лупко угораздило ограбить коммунистического бонзу. За что он и угодил в тюрьму Леопольдова – крепость, предназначенную для содержания самых опасных государственных преступников. Однако дни этого государства сочтены: на календаре 1989-й, и совсем скоро бывший политический узник станет президентом Чехословакии... Выход «Амнистии» совпал с 30-летием «бархатной революции, но к протокольным «датским» произведениям эту эмоциональную картину не отнести. «Амнистия» перелетает несколько захватывающих частных историй – ведь только с их помощью можно правдиво рассказать о великом историческом переломе.