Искусство на злобу дня


Вадим Рутковский
22 июля 2020

Видеоработы Бертрана Бонелло и Александра Клюге открыли онлайн-проект Finite Rants

Итальянский музей современного искусства Fondazione Prada спродюсировал серию из восьми видеоэссе, заказанных крупным кинематографистам, художникам и учёным.

Кураторы Луиджи Альберто Чиппини и Никколо Гравина апеллируют к идее классика киноавангарда Ханса Рихтера, видевшего в визуальных эссе возможность «изображения концепций». Другой источник «эстетических и теоретических корней» проекта – фильм Криса Маркера «Взлётная полоса» (La Jetée, 1962), радикальный эксперимент с формой и содержанием, синтез антиутопии, психоанализа и исследования природы кино (кстати, вдохновивший Терри Гиллиама на вполне себе коммерческий фантастический фильм «12 обезьян»).

Проект, рассчитанный на восемь месяцев, расширяет поле деятельности Fondazione Prada: музей уже с 5 июня открыт для зрителей, но впервые предпринимает столь последовательную и амбициозную экспансию в цифровое пространство.

Первой в проекте стала работа нестареющего душой немецкого экспериментатора Александра Клюге (здесь – о его коллаборации с филиппинцем Хавном, показанной на Берлинале) и японского фотографа Сатоши Фудживары «Игры оборотней» (Werewolves Playoffs). Абстрактный коллаж политических образов размещён на сайте проекта 25 июня.


Июльская премьера «Личных тирад» (это – один из возможных переводов многозначного названия Finite Rants) – видеоэссе французского режиссёра Бертрана Бонелло «Где вы теперь? (Номер 2)» (Où en êtes-vous? (Numéro 2). «Номер 1» – видеописьмо своей 11-летней на тот момент дочери – Бонелло делал в 2014-м году по заказу Центра Помпиду. Вторая часть дилогии вновь адресована Анне, сегодня уже 17-летней, почти достигшей возраста молодых террористов – героев фильма «Ноктюрама» («Париж – это праздник», Nocturama, 2016). Последние – и лучшие! – минуты этой поэтической киногаллюцинации Бонелло преобразовал в видеописьмо, вдохновляющееся уже не вымышленной атакой на Париж, но реальностью.