Молодое кино на CoolPlay: «Три медведя»


Вадим Рутковский
1 декабря 2023

В спецпроекте CoolConnections, посвящённом режиссёрам будущего – онлайн-премьера чарующе минорного театрального рассказа Полины Капантиной

Театр со служебного входа: коридоры, кабинеты, сцена изнутри; забавные и одинокие люди; маленькие комедии и трагедии глазами юного героя – «Три медведя» в свободном доступе на платформе CoolPlay.


Вася (Никита Кильдишев) мается, слоняясь от одной театральной двери к другой. Мама – актриса Ирина – раздражена; вся в репетициях – внимает молодому режиссёру, затирающему про космическую широту и сказочный базис. Обещает, что завтра непременно пойдёт с сыном в кино – и, видимо, это не первый такой «завтрак». Сегодня – премьера;

странный спектакль, где лес – из ковров и торшеров, и Ирина поёт жалостную фольклорную песню, уворачиваясь от объятий мужчин в медвежьих масках.

Но премьера под угрозой: есть риск, что «Три медведя» превратятся в «Двух». Аркаша, исполнитель одной из медвежьих ролей, «того» – запил под «Седьмую печать»...


«Три медведя» – комедия, но без гэгов и панчлайнов; кино неспешное и печальное, хотя, собственно, очевидных поводов для грусти тоже, как и шуток, нет.

Можно было бы определить жанр комедией в чеховском смысле, если бы это не было трюизмом.

Сила этого деликатного, ни на секунду не повышающего голоса, работающего на полутонах фильма – в витающих в воздухе настроениях; привычные определения обедняют, сводят к схеме, не передают поэзию и тепло. Вот фрагментик жизни, в чём-то почти анекдотичная байка (взрослый артист миниатюрного роста забухал – подменили ребёнком); вкрадчивый фильм, в котором вроде бы почти ничего не происходит; не случается фатальных сдвигов и судьбоносных шагов. Происходит исключительно кинематографическое чародейство.


Полина Капантина – студентка Мастерской Сергея Соловьёва во ВГИКе. Я уже не раз анонсировал YouTube-канал уникальной Банды Соловьёва; здесь можно увидеть и учебные работы Полины; сейчас, поскольку «Три медведя» напрямую связаны с театром, акцентирую внимание на двух – видеоэтюде «Чайка» и сценическом эскизе «Ты не ангел» из показа «Первое свидание». Не знаю, в каком пространстве снимали «Трёх медведей», но звучащая в фонограмме просьба выключить мобильные телефоны – из театра «Около дома Станиславского»; гениально проговорена Марией Погребничко. В павильонном фильме Капантиной «Свобода есть» играет звезда «Около» Ольга Бешуля – и дух театра Юрия Погребничко в «Трёх медведях» так же ощутим, как дух фильмов Сергея Соловьёва. Никаких прямых заимствований – схожий взгляд на мир; общее дыхание. Не подумайте только, что Полина – режиссёр одного, однажды схваченного стиля: совсем новый её фильм, только ожидающая премьеры «Братская могилка» непохожа на «Трёх медведей» и никакого отношения к театру не имеет.

Полина Капантина о «Трёх медведях»:


Фильм рос сам по себе. Из «Пейзажа» Пинтера, из постановок театра «Около», из философии Гурджиева, из детства, из одиночества. Из всего того, что меня тогда наполняло.

Я старалась как можно меньше придумывать и как можно больше брать из жизни. Находить персонажей в актёрах. Давать им возможность говорить на их языке.

Также с целостностью мира. Карлик смотрит телевизор. Что именно он смотрит? Это возможность больше сказать о нем, о театре, в котором он служит. DVD-диски нашлись у знакомой с параллельного курса. Там выбор: любой фильм Кустурицы или «Седьмая печать» Бергмана. А у меня уже отрепетирован монолог режиссера про любовь, смерть, про Бога. Уже есть слова уборщицы про то, что единственный зритель – Бог. В общем, выбор очевиден. Уже на монтаже вижу: актеры спектакля «Три медведя» уходят со сцены, а в следующем кадре карлик Аркаша смотрит финальную сцену «Седьмой печати», в которой герои в танце убегают вслед за Смертью.

Кажется, меня вело что-то главное внутри меня, а остальное само собой нарастало. И для меня это была настоящая магия.

«ТРИ МЕДВЕДЯ» В ОНЛАЙН-КИНОТЕАТРЕ COOLPLAY