Три разительно непохожих друг на друга фильма подпитывают патриотизм: широко отечественное кино, много в нём лесов, полей, рек, жанров и способов устанавливать диалог со зрителем
«Нефутбол» в тройке самый прямолинейный: комедия о пути женской любительской команды в профессиональный спорт сделана по проверенным лекалам Голливуда (там чаще про бейсбол, соккер не котируется, но не суть). Найдёт ли Даня Белых (Любовь Аксёнова), капитан переживающего тяжёлые времена «Изумруда-Металлурга», общий язык с новым тренером Пановым (Егор Корешков), обладателем дурной репутации летуна с убитой карьерой? Выручат ли Даню подружки детства, давно забывшие про мяч, когда всех более-менее сносных футболисток «Изумруда» перетянет зажиточная «Кубаночка»?
Как сложатся решающие игры чемпионата?
Ответить на эти вопросы можно и без похода в кино.
Но упрекать «Нефутбол» в предсказуемости – всё равно, что критиковать разные виды бургеров за то, что в каждом основной – мясная котлета.
Это здоровая предсказуемость классики жанра; в «Нефутболе» её уравновешивают большие артисты и маленькие детали, вдыхающие в стандарт жизнь.
Кота Дани зовут Зизу. Старый тренер Палыч (Роман Мадянов), прежде чем войти в раздевалку, предупредительно интересуется: «Голые есть?»
Против всех ведущих к синякам ударов судьбы беспроигрышно работает одно средство: «Троксевазином помажь».
У каждой героини памятное прозвище и памятная история. И место действия – Таганрог – «неизбитый» город. Сильно мешает фильму только музыкальное, так сказать, сопровождение: на каждый (буквально на каждый!) эпизод приходится по песне. Задабривают так зрителя; и всё бы ничего, но выбор треков кажется малоосмысленным; только раз получилось остроумно – «Лето звёздное» Пугачёвой на сцене в обезьяннике, куда после драки в кабаке угодили девчонки с меткими кулаками.
Если «Нефутбол» – азбука, букварь, то «Петровы в гриппе» – словарь Даля, БСЭ; экранизация популярного романа Алексея Сальникова – кино повышенной образности;
даже когда почти новогодний «Голубой огонёк», то «Огонёк» дурманяще сюрреалистический, с оливье на псилоцибинах.
Хотя и точки пересечения с демократичным «Нефутболом» есть. По линии Хаски: он появляется в эпизоде «Петровых» и звучит в саундтреке «Нефутбола». И месту действия – не-Москве: в «Петровых» это Екатеринбург. Я подробно писал о фильме Серебренникова летом, после премьеры на Каннском фестивале, не стану сейчас повторяться, замечу только – для тех, кто ждёт короткой оценки – что не зная первоисточник,
в мире Петровых, инфицированных вызывающим галлюцинации гриппом, легко заблудиться.
Роман, где слово, оброненное на пятой странице, может эхом отозваться на сотой, а в невзрачной, насильственно приукрашенной клюквенной кровью современности проступают остовы античной мифологии, сопротивляется экранизации.
И хорошо было бы книгу переломать, придумать по её мотивам своё, другое, но Серебренников идёт по тексту без особых зигзагов.
Сальникову, сообщили в новостях, фильм понравился. Ну, он знал про что кино.
«Соври мне правду» ценен уже жанром, не то, чтобы сильно распространённом в смущённом цензурными отграничениями российском кино.
Это эротический триллер – не того образца, где ножи для колки льда, а того, где источник напряжения – извращённо изощрённые психологические игрища.
В данном случае их ведут две шалуньи-сестрички (Дарья Мельникова и Елизавета Кононова), встретившиеся на территории уединённого загородного дома.
Камерная история на четверых артистов (мужская половина «чёрного квадрата» – Евгений Романцов и Павел Прилучный) пользуется вокабуляром салонных европейских психодрам:
иногда это почти «Китайская рулетка», адаптированная для слушателей HitFM;
как минимум, не скучно.
Только желание сделать «как в лучших домах» чрезмерное:
трудно всерьёз переживать за героев, которые даже на пикник отправляются будто на суаре.
Но, повторюсь, отрадно, что такой робко имморальный фильм вообще появился; уравновешивает кино о подвигах русских офицерах в Сирии (они не выдумка, уже на подходе, рекламируются трейлером перед «Соври мне правду»).