Привет на сто лет


Вадим Рутковский
2 декабря 2021

«Охотники за привидениями: Наследники» и «Обитель зла: Раккун-сити» – новые главы выдающихся кинофраншиз

В прокате и рубрике «Текущий репертуар» – фильмы, возвращающиеся к своим истокам: «Охотники» – к голливудской комедии 1980-х, с её лирикой, дуракавалянием и неистребимым авантюрным духом, «Обитель» – к хоррору, которым бесконечная история о зомби-апокалипсисе и начиналась.


«Охотники за привидениями: Наследники» (Ghostbusters: Afterlife)

Джейсон Райтман, США, 2021

Келли – мать-одиночка с двумя детьми, сыном-подростком Тревором и 12-летней Фиби; не в ладах с работой и финансами – настолько, что за квартиру в Нью-Йорке попросту нечем платить. Приходится съезжать – к чёрту на кулички, в дремучий Саммервиль, «Оклахому как она есть», где старик-отец, которого Калли всегда считала как минимум чудаком, оставил в наследство дом.

Скверное начало не обещает ничего весёлого – как и городишко, где кукурузных полей больше, чем супермаркетов.

Но тут пора сказать, что отец Калли, которого все в округе звали только «Грязным Фермером» – за отшельничество, нелюдимость и прочие странности – был никем иным, как Эгоном Шпенглером, великим охотником за привидениями. И теперь его дело придётся продолжить детям, внукам и их друзьям...


Идея третьих «Охотников» витала в голливудском воздухе с конца 1980-х, когда вышла вторая часть, и почти сошла на нет после смерти Гарольда Рэмиса (он как раз и играл Эгона Шпенглера). В 2016-м компания Sony рискнула на радикальный ремейк, сменив героям пол; такой поворот, по мнению большинства, оказался не туда (мне фильм Пола Фейга кажется замечательным, но я в меньшинстве), и вот – новая попытка. На этот раз – всё по классике, включая появление всех оригинальных охотников и воскрешение безмятежного духа голливудских комедий 1980-х. Место действия – в строку: Оклахома (снимали которую, кхе-кхе, в Канаде) – почти нетронутый прогрессом Эдем, где сохранились дайнеры с официантками на роликовых коньках,

и смартфоны, наверное, есть, но не бросаются в глаза.


Джейсон Райтман, очевидно, хотел доказать, что может снять кино как отец, Айван Райтман, точь-в-точь и даже лучше; что он, мастер комедийных драм с горчинкой (о «Талли» можно прочесть здесь), способен на чистую комедию. Оказалось, не способен – но в хорошем смысле. Это отличный экшн и комедия с крутыми виражами, однако и с психологической правдой – порядок, в каждого героя (и каждому герою) охотно веришь.

Диалог режиссёра с отцом вылился в диалог поколений.

На экране представлены все: самые юные – Фиби (Маккенна Грейс, засветившаяся уже в полусотне теле- и кинопроектов, включая «Тоню против всех» и «Злое») и её одержимый жаждой великих открытий школьный кореш Подкаст (крутой дебютант Логан Ким). Переходный возраст – Тревор (Финн Вулфхард – Ричи Тозиер в «Оно» и нервный русский юноша Борис в «Щегле») и девушка его мечты с говорящим именем Лакки (Селеста О’Коннор). Среднее поколение смешно репрезентуют Келли (Кэрри Кун, «Вдовы», «Гнездо») и Пол Радд, актёр-талисман нового Голливуда, свой и для Апатоу, и для Marvel. Про стариков – понятно; это боевая гвардия первого фильма франшизы, и полупризрачная встреча с ними – сентиментальная кода вольных размышлений Джейсона Райтмана о времени и о себе.


Оцените и неожиданную рифму «Охотников» с медленной «Памятью»:

Райтман – как Апичатпонг,

тоже про жизнь вечную и сигналы из другого мира; и в оригинале подзаголовок у фильма не какие-то бытовые «Наследники», а мистический Afterlife.


«Обитель зла: Раккун-сити» (Resident Evil: Welcome to Raccoon City)

Йоханнес Робертс, Канада – Германия, 2021

Раккун-сити – моногород, где роль градообразующего предприятия принадлежит зловещей корпорации Umbrella. В 1998-м году что-то (вернее, всё) идёт в её опасных вирусологических экспериментах не так, и Раккун-сити приговаривается к уничтожению. Именно в эту роковую ночь сюда возвращается Клэр Редфилд (Кая Скоделарио, «Бегущий в лабиринте»), когда-то сбежавшая из сиротского приюта, где остался её брат Крис. Теперь Крис – полицейский, как и добрая половина героев «Обители»,

но ни значки с надписью «Служить и защищать», ни огнестрельное оружие не гарантируют безопасность...


Первая «Обитель зла» – революционная экранизация видеоигры, сделанная Полом У.С. Андерсоном в 2002-м; в качестве режиссёра он возвращался к приключениям Элис – героини Миллы Йовович – в четвёртой, пятой и шестой «Обителях». В фильме 2021-го года Йовович нет, Андерсон – один из исполнительных продюсеров, и вообще это как бы перезагрузка, попытка начать историю с чистого листа. Но и возвращение к жанровым корням – стартовая «Обитель» была больше хоррором, чем фильмом действия, несмотря на всё боевое искусство Йовович.

«Раккун-сити» страшно интригует в первой трети, обещая затейливый микс всех разновидностей ужастика – и готика, и слэшер, и зомби-эсхатология, и тоталитарная антиутопия.

К финалу может разочаровать – из-за ощутимых проблем с ритмом и фантазией. Впрочем, финал – понятие относительное; по официальным данным Umbrella, выживших в Раккун-сити нет, но мы-то знаем, что есть. Продолжение последует.