На обаяние фильма, где хорошее соперничает с лучшим, работают молодые артисты и лёгкость диалогов – ненавязчиво забавных и обманчиво необязательных, как у американских независимых.
В биографии режиссёра «Страны Саши» Юлии Трофимовой есть обучение в Нью-Йоркской киноакадемии, и первая встреча Трофимовой с российским зрителем прошла на фестивале американского кино «Амфест» – в 2019-м году мы включили в программу её англоязычную короткометражную комедию «Комментатор». «Страна Саша», снятая по опубликованной ещё в 2009-м году повести Галы Узрютовой, ощутимо выбивается из «нашего настоящего»; не только достаточно редкой в резком российском кино элегантностью кадра и отношений.
Про юность – но без надрыва, хоть телесного, хоть социального, без дидактики, идеологии и прочих отягчающих факторов.
Мягко – как, кажется, даже в поздние советские годы не было принято;
возьмите навскидку любой не самый резонансный фильм, хотя бы милейший «Талисман», тоже основанный на «женской» прозе, повести Виктории Токаревой – всё равно найдёте и сатиру, и экзистенциальное измерение (в последний раз герой будет вынужден проявить свои «талисманские» качества, когда при смерти окажется мать его классной руководительницы). А здесь – словно лабораторный эксперимент в безмятежности. И та же армия, которая определённо светит манкирующему поступлением в институт выпускнику, упоминается в комедийном ключе.
Мальчику Саше («брусникинец» Марк Эйдельштейн, «Краш») семнадцать, он только что закончил школу, подавать документы в навязываемый мамой вуз не торопится – потому что, кроме мамы и Одри Хепберн, любит только рисовать, в блокноте и на стенах приморского южного города. Саша любит поговорить – напрямую обращаясь с экрана к зрителям – о комплексах ребёнка, росшего без отца; мол, и подружек у него больше, чем друзей своего пола, и брови выщипывать он не стесняется.
Но это так, кокетство;
на пребывающего в смятении и растерянности парень не похож; вполне себе уравновешенный человек. И лучший друг (Дмитрий Ендальцев) – постарше, но без перверсий, просто тоже фанат граффити – есть, и с молодой незашоренной мамой (Евгения Громова, «Верность») всё на зависть идеально; дядя, правда, киржак – он как раз талдычит про армию и тащит Сашу ловить рыбу на заре – но тоже, при всей своей казарменной правильности, не злой человек. Увидеться с блудным папой Саша долго не решается – но, опять же, никакой трагедии при их встрече не произойдёт: ну, увидит мальчик карикатурного рокера, ушибленного 90-ми, встанет и уйдёт – было бы из-за чего переживать.
Конфликты будут – невозможно же всё окрасить исключительно розовой акварелью – но такие, нарочито мелодраматические, как в индийском кино: первая любовь Саши, девушка Женя (Мария Мацель, «Перевал Дятлова», «ЮЗЗЗ») окажется с прибабахом, в смысле, психологическими особенностями, вынуждающими её посещать терапевта. Но тоже ничего фатального:
не клиническое безумие, а милые странности.
Фингал Саша тоже заработает – не греша лишними спойлерами, скажу, что от дружеской руки. И вот парадокс: фильм тонкой выделки, с живыми, легко и достоверно сыгранными персонажами, кажется поистине странным зверем, не поддающимся классификации.
Про то, почему аналогии с советским кино не работают, уже сказал, в западных образцах – и французском романтическом стандарте, заданном «Бумом», и охальных американских ромкомах – больше плоти и огня.
Может, вегетарианская, вытравившая всех внутренних и не обращающая внимания на всех внешних демонов «Страна» и есть точный портрет поколения?
И социальность фильма – как раз в показательной внесоциальности? Нет ответа; сойдёмся на том, что племя младое – всегда незнакомое.