Милла Йовович в крови и песке, Дензел Вашингтон на охоте за серийным убийцей, Шамиль Хаматов в погоне за девушкой-виденьем и террор органов здравоохранения в постоянной рубрике CoolConnections «Текущий репертуар».
«Охотник на монстров» (Monster Hunter)
Пол У. С. Андерсон, Германия – Япония – США – Китай, 2020
Боевой отряд под предводительством рейнджера Артемиды (Милла Йовович) попадает в электромагнитную аномалию и переносится в параллельный мир, где
только скалы, песок и бороздящие его чудовища.
Людям несладко: спустя несколько минут в живых остаётся только Артемида. Совсем скоро она познакомится с местным Охотником (Тони Джаа, «Форсаж 7», трилогия «Онг Бак»), и легко преодолев языковой барьер, вступит в битву с хищными тварями...
Режиссёр Пол У. С. Андерсон прославился в середине 1990-х стремительным дебютным «Шоппингом», объединившим жестокую криминальную драму и футуристическую кибер-антиутопию (а также Джуда Ло и Сэди Фрост). Молодой британец упоминался через запятую с Дэнни Бойлом и Квентином Тарантино; сюрпризом стало его обращение к компьютерной игре – в 1995-м Андерсон экранизировал Mortal Kombat, что казалось почти моветоном для такого многообещающего новичка.
Ну, типа, сама природа виртуального развлечения не совместима с кинематографической плотью.
Андерсон, возможно, единственный режиссёр, опровергший этот стереотип. Он создал франшизу «Обитель зла»: уже первый её фильм был революционным новым словом, имевшим равное отношение и к видеоигре-первоисточнику, и к богатой традиции хоррор-фильмов о восставших мертвецах (правда, и сами создатели игры Resident Evil отталкивались от Джорджо Ромеро). Из Monster Hunter Андерсон извлекает дистиллированный адреналин, скорость, упоение в бою; не обременяет оригинал лишними смыслами, но прибавляет к охотничьему азарту геймера первобытный страх и эйфорическое веселье. Но и о далёкой от видеоигр классике – затерянных мирах «Миллиона лет до нашей эры» (Милла Йовович – Рэкел Уэлч наших дней) и «Власти огня» (устрашающий потенциал драконов подзабыт, а зря) – тоже напоминает.
«Дьявол в деталях» (The Little Things)
Джон Ли Хэнкок, США, 2020
Джо Дикон (Дензел Вашингтон), одутловатый полицейский из калифорнийского Керна, отправляется за вещдоками в соседний городок, где когда-то работал детективом, вызывая зависть коллег раскрываемостью преступлений. И откуда пять лет назад уехал при мутных обстоятельствах, пережив инфаркт и оставив по себе недобрую память. Дело на пять минут оборачивается непредвиденной задержкой: в городке совершено очередное убийство,
почерк маньяка напоминает кровавую жатву пятилетней давности;
и молодой детектив-звезда (Рами Малек, «Богемская рапсодия») не прочь принять помощь детектива-легенды...
Я пришёл на дневной сеанс «Дьявола» в первый день проката – и купил чуть ли не последний билет; понятно, что заполняемость зала – 50 процентов, но всё же – будний день, дневной сеанс, и зал не такой уж маленький. Дензел Вашингтон – большой артист, но всё же не тот, на кого ломится среднестатистический российский зритель; сплошь на поклонников Фредди Меркьюри, которого в «Богемской рапсодии» играл Малек, люди тоже не походили.
Рискну объяснить аншлаг острой нехваткой детектива – с тысячей важных мелочей, слежками, погонями и сильными характерами.
С обеих сторон: главный подозреваемый из «Дьявола» Альберт Спарма (Джаред Лито) – среди самых удачных голливудских антагонистов.
«Дьявол» балансирует на грани между триллером, в котором тайны из личности маньяка не делается, и классическим детективом.
Он стремится к невозможному – сохранить ощущение неразгаданности, даже закрыв полицейское расследование и расставив точки над i;
и это также похвально, как и моральная амбивалентность высказывания. Но всё же «Дьявол» – не «Семь», не поднимается выше крепкого среднего уровня, остаётся расчётливо сдержанной «маленькой вещью». Оригинальное название не обманывает.
«Корпорация Ad libitum»
Полина Ольденбург, Россия, 2019
Герман (Шамиль Хаматов) – лицо независимого телеканала, журналист-сыщик, специализирующийся на разоблачительных репортажах, что не мешает ему оставаться всеобщим любимчиком с квартирой под боком у ХХС и невестой-художницей (Евгения Крегжде);
жизнь удалась.
Москву тем временем сотрясают скандалы, связанные со странным поведением – от ухода в монастырь до самоубийств – олигархов всех мастей; Герман видит в случайностях закономерность и с помощью друга-хакера Филиппа выходит на след загадочной корпорации Ad libitum (что значит в переводе с латыни «по желанию»), клиентами которой были съехавшие с катушек олигархи...
Слишком подробно распространяться о том, что стоит за вынесенным на постер слоганом «Мы продаём то, что нельзя купить», то есть, об услугах Ad libitum, предоставляемых её благородно интеллигентным руководителем (Игорь Петренко), я распространяться не буду. Дебют режиссёра и певицы Полины Ольденбург (в фильме звучат песни её группы «Ольденбург») – непредсказуемое кино; я, честно, не помню, когда в последний раз смотрел фильм, почти не догадываясь, куда он ведёт.
Это нестандартный, романтический триллер, в котором подлинным источником напряжения в конечном счёте оказываются не чьи-то злые умыслы, а чувства.
И в мужской психологии Ольденбург (сценарий написан при участии Натальи Першиной, автора неглупого фолк-хоррора «Мёртвые ласточки») разбирается лучше многих режиссёров-мужчин.
Фильм срежиссирован лёгкой рукой и азартно сыгран – не только исполнителями главных ролей; обратите внимание на Антона Фёдорова, театрального режиссёра, поставившего «Ревизора» и «Петровых в гриппе», в роли Филиппа. Жаль, что особого резонанса «Ad libitum» не получил:
независимое жанровое кино, снятое на деньги частного инвестора, без господдержки и вне больших продюсерских компаний, оказывается в серой зоне.
В 2019-м году фильм победил на фестивале «Амурская осень», в январе 2021-го вышел в ограниченный кинопрокат; про даты онлайн-релиза ничего не знаю, но желаю фильму долгой жизни в сети.
«Птица в клетке. Заражение» / Songbird
Адам Мейсон, США, 2020
Лос-Анджелес спустя четыре года карантина;
штамм COVID-23 лютует не в пример своему предшественнику с номером 19, но куда опаснее вируса каратели из департамента здравоохранения
под предводительством кровожадного жлоба Эммета Харланда (Петер Стормаре). Курьер Нико (новозеландец Кей Джей Апа, сериал «Ривердейл») – из тех счастливчиков, которым иммунитет позволяет беспрепятственно колесить по городу, отмахиваясь от патрулей жёлтым браслетом. Но его девушка Сара (София Карсон, «Почувствуй ритм») заперта в своих четырёх стенах, вместе с бабушкой Литой (Элпидия Каррильо, «Хищник», «Солярис») – как и другие вынужденные затворники, ставшие героями «Птицы»: пара богачей, промышляющая нелегальной торговлей браслетами-пропусками (Деми Мур и Брэдли Уитфорд), певица и проститутка Мей (Александра Даддарио, «Перси Джексон и похититель молний») и влюбленный в неё ветеран войны в Афганистане Дозер (Пол Уолтер Хаузер)...
Оперативный отклик на текущую ситуацию спродюсировал создатель «Скалы», «Армагеддона» и «Трансформеров» Майкл Бэй, и трейлер настраивает на гремучий боевик, который от Бея резонно ожидать. Но нет, жанр «Птицы в клетке» – многофигурная городская драма, сплетающая несколько частных историй. Экшн, конечно, есть, но больше как обрамление картины.
Кровь, тем не менее, при просмотре кипит,
потому что «Птица» – антифашистский манифест нового времени, приговор преступному насильственному здравоохранению и гигиенфашизму, не допустимым даже перед лицом реальной эпидемиологической опасности. Клипмейкер и постановщик нескольких хороров Адам Мейсон – совсем не великий режиссёр, но именно он первым использовал на экране эротический потенциал приспущенной маски – в сцене нелегального оффлайн-свидания бизнесмена и проститутки. Балл в imdb предсказуемо низкий – как у многих по-настоящему интересных современных фильмов: большинство выбирает стерильность.