Тот же фильм принёс приз за мужскую роль Антону Кузнецову; так же две награды – за женскую роль Еле Санько и за сценарий – у дебюта Виктории Мокеровой «Чувства». Спецпризом отмечен самый необычный дебют – «Гирокастра», первая режиссёрская работа сценариста Юрия Арабова. Премьеру Арабов не застал: он умер 27 декабря 2023 года в возрасте 69 лет. Общее чувство от конкурса в целом тоже печальное: фестивалей в России больше, чем работ, которые стоит смотреть и показывать.
Депрессивная сторона меня нашёптывает: «Зачем это всё?»,
кому нужны фестивали, проходящие в условиях цензуры и особо не влияющие на судьбу фильма. Фестивальный показ не даёт никаких гарантий дальнейшего выхода на экраны – у той же «Гирокастры», российско-албанской копродукции, драме о репрессиях, тирании и странной интимной дружбе, связавшей учительницу и охранницу, прокатное удостоверение действовало всего один день.
У «Операции «Холодно» с прокаткой всё в порядке, с 5 декабря фильм идёт в кинотеатрах, но поймать его смогут только те, кто не боится выбраться «за полярный круг»: в Москве фильм крутят (по сеансу в день и реже) пять замкадных мультиплексов; и вряд ли число экранов волшебным образом вырастет после победы на «Зимнем». Даже не могу бросить в прокатчиков камень – посмеяться на белоснежной по картинке и чёрной по настроению комедии, которую только ленивый не сравнил с «Фарго» (я не ленивый, потому сравниваю), у меня не получилось. Ладно, это субъективно; объективно там всё ок и норм.
Маниакальная сторона меня вообще требует не принимать всё дурное близко к сердцу и радоваться тому, что есть.
«Операция «Холодно» выросла из короткометражки «Холодно», с которой Данил Иванов участвовал в конкурсе последнего «Кинотавра» в 2021 году. Из короткого метра в полный перенёсся один мотив, завязка: двое сотрудников полиции (в корметре это были резкие менты Дмитрия Куличкова и Данила Стеклова, в полном – нежная, то и дело проваливающая в сон женщина-полицейский – спящая красавица в погонах – Марии Карповой и тихо влюблённый в неё водитель патрульного «бобика», герой премированного Антона Кузнецова) находят заледенелый труп.
Больше никаких повторов;
труп в новом фильме принадлежит Соловью (Борис Каморзин), возглавляющему отдел по охране памятников культурного наследия в вымышленном городе Заборске (съёмки – в реальном Петрозаводске), этакой универсальной русской провинции, где живут самые обычные – и бесконечно монструозные, если копнуть поглубже – граждане РФ.
Замёрз чиновник благодаря стараниям своего зама (Игорь Хрипунов), задолжавшего деньги олигарху с бандитскими повадками (Михаил Горевой) и стремящегося теперь превратить деревянную купеческую хибару 1870 года в торговый центр (я, кстати, не вижу в этом ничего дурного; вот здание ресторана Carl’s Jr., замаскированное под некую безымянную бургерную, выглядит в кадре куда лучше «деревянного зодчества»). Действует злоумышленник, само собой, чужими руками – руками только что вышедшего из колонии Иванушки-дурачка (Влад Коноплёв). Само собой, всё и у злоумышленников, и у представителей правоохранительных органов идёт не так, как надо;
в галерее комических историй о невезучих и недалёких «Операция «Холодно» займёт своё место – конечно, не лидирующее, но и не первое с конца.
На «Зимнем» было несколько по-своему незабываемых фильмов;
кринжотека иногда интереснее
гладких, но безжизненных (вроде триллер-комедии Евгения Корчагина «ON и она») произведений. Вот хакасский «Шаман» Михаила Мерзликина, почти что детектив, хоть и позиционируется хоррором; снят в формате концертного исполнения – сидит шаман в чуме, общается с видимой только ему одному черноволосой дьяволицей и принимает просителей, которых в обмен на исполнение безобидных желаний заставляет творить дикие вещи. Таким образом, шаман сплетает чёртову сеть и превращает регион в карту богомерзких преступлений. Выглядит всё запредельно, но идея-то класс; жаль, не «Шамана» поощрили за сценарий.
Или «День недели – любой» очень востребованной индустрией Алёны Званцовой; сюжет – хоть Триеру снимай; и про секс, и про смерть. 15 лет счастливо живут в гражданском браке кинокритик (Евгения Крегжде) и писатель (Михаил Тройник), но вот выясняется, что у неё – рак; и пара решает совершить двойное самоубийство влюблённых путём смертельной инъекции героина, но прежде расширить границы своих сексуальных опытов (прокатка у фильма тоже на день; там ещё и запрещённая соцсеть всё время всплывает – есть риск, что фильм дойдёт до зрителей только в рассказах фестивальных очевидцев). Сыграно всё, конечно, не по-триеровски, с сериальной разухабистостью; а уж как снято – словами не передать;
в сцене, где героине являются все её бывшие эротические фантазии и привязанности, тени падают на лица так, что иногда и не рассмотреть;
некоторые эпизоды кажутся техническим браком. Видимо, это – вместе с известностью имени – и заставило жюри (в котором не было оператора) наградить за визуальное решение Шандора Беркеши. Курьёз, конгениальный фильму.
«Чувства» Виктории Мокеровой складываются из двух коротких историй, так или иначе завязанных на смерти пожилых людей – и травмирующем влиянии стариков на юных героев. Никаких особых мыслей и чувств у меня по поводу «Чувств» нет, но
мне нравится решение сделать полнометражный фильм из, по сути, двух короткометражек.
И ещё больше нравится то, что Мокерова не использует слишком знакомые лица (изъян показанной вне конкурса «Агнии» Павлы Стратулат, где каст на сто процентов состоит из узнаваемых артистов; даже ребёнок – «медийный» Нил Бугаев). В «Чувствах» переводчика с японского, переживающего на смертном одре последний приступ плотского желания, играет выдающийся театральный режиссёр Евгений Марчелли; и сама Виктория оказалась и внятным режиссёром, и прекрасной актрисой.