Крепкие старики из Slayer устанавливают новый стандарт кинотрансляций больших концертов: брутальное стадионное шоу превращается в часть художественного фильма .
Киноконцерты, которые можно увидеть «сегодня и больше никогда» (во всяком случае, на большом экране), – один из трендов новейшего времени;
особая статья в кинотеатральном прокате, когда в фиксированную дату, на один вечер фильм выходит на экраны всего мира.
Часто – в поддержку альбома. Одним из первых опытов такой глобальной штучной премьеры стал единовременный worldwide показ документальной картины «Ещё раз и с чувством» (One More Time with Feeling) 8 сентября 2016 года. Чёрно-белую хронику студийных бдений Ника Кейва во время работы над альбомом Skeleton Tree (Кейв начал её после гибели сына Артура в 2015-м году) снял Эндрю Доминик, старинный товарищ Кейва и режиссёр экстра-класса (на его счету как минимум один абсолютный шедевр прошлого десятилетия – «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»). «Ещё раз с чувством» мог бы выйти в прокат и в обычном режиме – как, например, киноконцертный хит 2007 года «U2 3D», снятый американским инди-режиссёром Марком Пеллингтоном. В конце концов, «Ещё раз с чувством» – самостоятельный фильм, глубокий и драматичный, документальный по форме, но художественный по содержанию, представляет не только хроникально-музыкальную ценность, был в официальной программе Венецианского фестиваля. Но маркетинг решил иначе, и работа Доминика вышла на экраны только на вечер, накануне релиза Skeleton Tree.
К концу десятых годов такие размашистые однодневные показы стали репертуарной нормой: 26 января 2019 года с аншлагами в кино прошёл концерт южнокорейского бойзбенда BTS, 9 октября стало историческим днём кинопоказа S&M², концерта Metallica и симфонического концерта Сан-Франциско, 7 ноября только раз случится в жизни встреча с Милен Фармер в кино. Нет, конечно, из любых правил есть исключения, и те, кому не достаётся билет на премьеру, иногда получают возможность поймать фильм в один из следующих дней (тот же концерт Metallica будет доступен в кинотетарах ещё неделю, по 16 октября); тем не менее, концерт в кино остаётся разовым, уникальным событием. Это всё здорово, но адресовано в первую очередь меломанам.
«Slayer: The Repentless Killogy» выходит за рамки показа исключительно для фанатов группы.
За одним названием – два самостоятельных проекта, основанных на материале альбома Repentless, которому, похоже, суждено стать последним студийным альбомом за почти сорокалетнюю историю классиков трэш-метала (если, конечно, слово классики можно применить к этим настоящим буйным, не умеряющим пыл и с сединою на косматых висках). 10 мая 2018 года стартовал прощальный тур Slayer, который должен завершиться 30 ноября. Концертное шоу на арене Forum в лос-анджелесском пригороде Инглвуд, состоялось в 2017-м, до официального объявления в январе 2018-го о прекращении существования группы. Режиссёр киноверсии концерта Уэйн Айшем – суперпрофи, который сделал и фильм S&M² (тяжёлой музыкой его интересы не ограничиваются, начинал он с Pink Floyd, а в его огромной фильмографии есть и Майкл Джексон, и Бритни Спирс, и Билли Джоэл в перестроечном Ленинграде 1987-го).
Мастерство Айшема создаёт полную иллюзию присутствия в исполинском калифорнийском Форуме; это эталонная съёмка рок-концерта, поэма света и огня, образец визуального искусства, который способен примирить с неистовством Slayer даже тех, кто ничего тяжелее битловских Come Together не признаёт.
Но это – вторая часть киносеанса, а предшествует ей 40-минутный фильм с тем же названием, «Slayer: The Repentless Killogy», смонтированный из видеоклипов другого режиссёра, Би Джей МакДоннелла.
По одиночке You Against You, Pride in Prejudice и видео на заглавный альбомный трек Repentless выходили в 2015-2016-м годах, теперь же они смонтированы в полноценное кино – и какое кино!
Представьте раннего, эпохи лихих 1990-х Роберта Родригеса – и умножьте кровавый карнавал на тысячу!
(С Родригесом фильм Slayer роднит участие колоритнейшего мексиканца Дэнни Трехо).
Получится эта адреналиновая киллогия (роскошный неологизм от Slayer), герой которой Уайэтт (Джейсон Трост) – раскаявшийся участник неонацистской банды. Но в мщении бывшим подельникам, подчиняющихся адскому злодею Лютеру, ни раскаяния, ни жалости Уайэтт не ведает – и истребляет врагов всеми мыслимыми и немыслимыми способами;
а его самого жажда мести – и музыкальная поддержка «Слесарей» (как называют музыкантов на некоторых русскоязычных сайтах) – делает неуязвимым.
«Slayer: The Repentless Killogy» – великолепный киногиньоль, возводящий эстетику пряных и кровавых боевиков в степень гротеска.
С ним на киноэкраны возвращаются анархистский дух и острое развлечение для взрослых, появление которого в наши вегетарианские, измученные политкорректностью времена кажется почти невероятным.
Однако, факт.