ММКФ-2018: Все любят якутов


Вадим Рутковский
27 апреля 2018

«Золотой Георгий» – «Царь-птице» (и другие итоги 40 Московского международного кинофестиваля)

Три главные награды юбилейного ММКФ поделили российские фильмы: «Царь-птица», «Ню» и «Спитак». Но повода упрекнуть жюри в однобокости решения нет – настолько непохожи победители.

Конкурс ММКФ испокон веков считается слабым звеном фестиваля – это не раз озвучивали сами отборщики. И всё же, лицо фестиваля определяет, в первую очередь, конкурс, и попадание в него автоматически меняет статус фильма (если не в глобальном масштабе – я уже говорил о печальном отсутствии послефестивального проката конкурсантов, то в моей личной вселенной). Я, как упрямый белый баран, честно отсматриваю конкурс ММКФ с 1997-го. Были совсем мучительные годы, были более-менее, были очень даже.

Удивительно, что я все эти программы помню; и помнятся не только хиты, вроде включённых в юбилейную программу 40-го «Шапито-шоу» Сергея Лобана (где он, кстати, теперь?) и «Танцуя в пыли» Асгара Фархади. Кто знает греческий фильм Black Out (P.S. Red Out) из конкурса 1999-го года? А для меня эпизод, где Ханна Шигула хрипло поёт «керелевский» «романс» Each man kills the thing he loves, – среди больших киновпечатлений; да ещё и намертво впечатан в экранище «Ударника», который давно и кинотеатром быть перестал.

ММКФ всегда становится частью личной истории – и часто выпадает из истории глобальной; однако «Золотой Георгий» 2018-го – событие как раз историческое, не просто награда отдельно взятому хорошему фильму – приз уникальной региональной кинематографии.


2018-й – год спокойного конкурса, без единого сбоя (о том, что победить мог практически любой конкурсант – в предыдущем репортаже); ещё бы несколько лет на таком уровне, может, изменилось бы и зрительское отношение, и не зиял бы зал номер один в «Октябре» пустыми креслами – как случилось на «Царь-птице».

Награждать своих – традиция ММКФ, не уверен, что добрая, но в этом году корить жюри за такое решение невозможно. Три призёра – будто с разных планет на ММКФ прилетели. 

«Царь-птица» – гость из Республики Саха, по сути, государства в государстве – если говорить о кинематографии. В Якутии она своя, независимая, при этом феноменально успешная, конкурирующая по сборам с Голливудом. И почти неизвестная в масштабе страны: то есть, без якутского кино не обходится ни один фестиваль (для москвичей якутов открыли на фестивале 2morrow, в самом начале десятилетия, Иван Чувиляев и Мария Кувшинова), и в российских программах 40-го ММКФ показали один из свежих хитов республики Саха, мелодраму «Кэрэл». Но во всероссийский прокат выходил, кажется, только детектив «Мой убийца». (Онлайн якутские фильмы доступны здесь).

«Царь-птица» – тихое сказание на грани между бытом и легендой: жили-были старик со старухой, жили-были посреди таёжной чащи, перебивались зимой редкой дичью да мясом забитого бычка. И прилетел к ним однажды орёл...


Время действия датировано 1930-ми; я поначалу, мельком увидев в каталоге, что фильм про якутов в 1930-е, представил кино про крах вековых традиций и сталинский террор; «Зулейху» в Саха. Но нет, якутских режиссеров вообще и Эдуарда Новикова, автора «Царь-птицы» в частности, больше заботит мифологический аспект бытия, отношение человека с природой; орёл, неожиданный постоялец стариков, для них – посредник между срединным миром людей и иными, верхним и нижним мирами.

Маленький, скромный фильм с его естественным мистицизмом выходит за пределы этнографической зарисовки на духовный уровень.

Ближайший аналог «Царь-птицы» среди победителей ММКФ – «Пегий пес, бегущий краем моря» Карена Геворкяна, золотой призёр 1991 года. В конкурсе тогда были и Джармен, и Оливер Стоун, и наверняка раздавались возмущённые голоса, мол, опять своего наградили, а ведь из сегодняшнего дня победа уникального «Пегого пса» выглядит интереснее, чем если бы золото отдали «Группе «Дорз».

Награждение «Царь-птицы» на старейшем международном фестивале в России – это ещё и признание всей якутской кинематографии; и я снова надеюсь, что этот «Золотой Георгий» копьём откроет дверь в кинотеатры и «Царь-птице», и другим якутским фильмам.

«Ню» (подробнее – здесь) певицы и актрисы Ян Гэ, ученицы Сергея Соловьёва и Кирилла Серебренникова (свободу Кириллу Серебренникову!) получил второй по значимости, Специальный приз «Серебряный Георгий»:

недоброжелатели, брюзжавшие «это видеоблог, а не кино», могут умыться.

Мне «Ню» очень нравится, но и безотносительно личного отношения я рад, что приз достался самому современному фильму конкурса.


Третий приз, «Серебряный Георгий» за режиссуру – «Спитаку» Александра Котта (подробнее – здесь). Это – единственный высокобюджетный проект среди победителей (а может, и самый дорогой во всем конкурсе), единственный – при поддержке Министерства культуры РФ (что сейчас звучит как ругательство) и самый консервативный по киноязыку. Но, как я уже писал, стиль Котта узнаваем, он, как ни крути, auteur. Кто, как ни кинофестиваль, его поддержит?

Актерские награды – итальянке Джованне Мецзоджорно за «Неаполь под пеленой» и новозеландцу Кирану Чарноку за роль в «Заблудших» – абсолютно убедительны, красиво поляризованы (Мецзоджорно играет одержимость, Чарнок – растерянность) и уравновешивают призовой расклад в целом.

Если интересно, ранние короткометражки режиссера «Заблудших» Дастина Финили можно посмотреть на его vimeo-канале.

В завершение – о  призе зрительских симпатий, в котором воинственный дух времени отразился не менее отчетливо, чем интимность и одновременно абсолютная открытость цифровой вселенной – в «Ню». Зрители лучше всего проголосовали за норвежский исторический экшн «12-й человек». Он отлично сделан набившим руку на голливудской поденщине Харальдом Цвартом. Подлинная история времен Второй мировой – даже не дважды, и не трижды, а чуть ли не все девять раз рожденного Яна Болсруда, норвежского подпольщика, единственного из 12-ти бойцов выжившего участника диверсионной операции – реально удивительная: она о лютом невезении, всё время оборачивающимся разрешением самых безвыходных ситуаций.

Не менее впечатляет и антигерой: ирландец Джонатан Рис-Майерс сыграл такого колоритно омерзительного нациста, которого в военном жанровом кино не было со времен Малькольма МакДауэлла в «Переходе».


Приз фильму о военных приключениях совпал с воинственным гулом на улицах Москвы: в день закрытия ММКФ город походил на Мордор – весь в металлических заграждениях, с тысячами росгвардейцев в развевающихся на штормовом ветру плащах. Так начинались репетиции парада.