Классный театр


Вадим Рутковский
11 октября 2017

12 октября в Москве начинается XII фестиваль-школа «Территория»

На открытии – vr-проект Робера Лепажа, на закрытии – спектакль Кирилла Серебренникова, между ними – Волкострелов, Богомолов, Фабр, де Кеерсмакер и все возможные виды искусств.

Включая edutainment. Спектакли, перформансы, выставки, кинопремьеры – лишь одна, видимая широкому зрителю часть айсберга. Но глубинная платформа фестиваля – образовательная программа для российских и зарубежных студентов. Потому что «Территория» не только заглядывает в будущее, но и готовит его.


И пресс-конференцию «Территории» худрук феста (и Театра Наций, штаб-квартиры фестиваля) Евгений Миронов открыл чтением обращения Кирилла Серебренникова, одного из основателей фестиваля, к студентам. Серебренников, напомню, отрезан от мира домашним арестом – по фантастическому обвинению в хищении бюджетных средств. Но на открытии «Территории» 2017-го Кирилл не смог бы присутствовать в любом случае: сейчас он должен был находиться в Штутгартской опере, на выпуске спектакля «Гензель и Гретель», потому обращение было написано еще летом – и оказалось обжигающе актуальным:

«Сегодня современный театр не просто важнейшее, передовое, а значит мощное, влиятельное, смыслообразующее искусство, но и – опасное. Таким, каким оно стало сегодня в России, он не был практически нигде и никогда. Так что подумайте над этим тоже. И – за работу!!!»

(полный текст – здесь). Поработать придется и любознательным зрителям: афиша «Территории» захватывает дух именами и названиями. Причем, как водится в современном мире, границы между территориями искусств прозрачны, чтобы составить панорамную картину, придется не просто побегать из музея в театр (который на короткое время превратится и в кинозал тоже), но и покататься на автобусах. Я попробую прочертить этот крутой фестивальный маршрут – в хронологической последовательности.

1. VR, музей и дух Борхеса

«Ночь в библиотеке» – первый и самый долгоиграющий из проектов новой «Территории»: он стартует 12 октября в Мультимедиа Арт Музее и продлится ровно месяц.


О набирающем обороты арт-развлечении – VR, «виаре», «виртуальной реальности» – я уже не раз писал и, чувствую, через пару дней снова придется возвращаться к этой насущной теме: потому что VR-путешествие по борхесианским библиотечным пространствам придумал театральный волшебник Робер Лепаж, а проводником в нём выступает Евгений Миронов. От себя рекомендую не тянуть с бесплатной регистрацией:

виар – не резиновый, провести «Ночь в библиотеке» можно на определенных получасовых сеансах, и уже после премьерного дня, когда пойдут восторженные отклики (в чём я не сомневаюсь), случится sold out.

Как это произошло в миланском музее Fondazione Prada, инсталлировавшем vr-проект Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Плоть и песок»: за пару недель до начала открывшейся летом выставки я забронировал билет без труда, сейчас же это сделать почти невозможно – всё продано на два месяца вперёд, чтобы попасть, надо караулить минуту начала новых продаж. Ну а Лепаж точно не уступит Иньярриту в таланте и фантазии, и сеансов у его длящейся всего 30 дней «Ночи» гораздо меньше.

2. Кино и поэзия на рандеву с contemporary art


«ВМаяковский» – кажется, первый кинофильм в программе «Территории» за всю историю придуманного в 2005-м году фестиваля.

Впрочем, на обычное кино он похож также мало, как радикально новаторские спектакли «Территории» – на стандартный репертуарный театр.

И потому пространство основной сцены Театра Наций выглядит очень подходящим этому эстетскому кинопроекту, сделанному на грани с перформансом: я сужу по той версии, что в прошлом году участвовала в основной программе цюрихской «Манифесты», где я её и видел, на небольшом мониторе. Наверняка кинотеатральный вариант будет отличаться, так что пока без дополнительных комментариев. Только официальная информация: «ВМаяковский» – проект режиссера Александра Шейна, в начале нулевых нашумевшего гротескной комедией «Смеситель». На рубеже следующего десятилетия Шейн вместе с Евгением Миттой увлекся впечатляющим циклом документальных портретов художников на фоне эпохи («Виноградов – Дубосарский. Картина на заказ», «Тимур Новиков. Ноль объект»), в 2017-м выступил соавтором Бориса Юхананова по фильму «Назидание». В фильме играют Юрий Колокольников, Чулпан Хаматова, Людмила Максакова, Михаил Ефремов, Евгений Миронов, Антон Адасинский, Мария Поезжаева, Мириам Сехон, Никита Ефремов – уже из-за такого актерского состава пропускать преступно.

3. Слова, образы и драматическое искусство

Кажется, только в первый день фестиваля можно неспешно перебраться из одной точки (Мультимеда Арт Музея на Остоженке) в другую (Театр Наций в Петровском переулке), сохраняя иллюзию, что охватил всё. Дальше – сложнее;

уже 13-го октября уникальные события «Территории» начинают конкурировать друг с другом.

Первое пространство – Музей современного искусства на Петровке, где всего три дня будет демонстрироваться шестичасовая видеоинсталляция «Изнанка» греческого режиссера Димитриса Папаиоанну.


В декабре фестиваль «NET – Новый европейский театр»  обещает привезти в Москву сенсационный спектакль Папаиоанну «Великий укротитель» – о его живописном и провокационно эротическом размахе можно судить уже по трейлеру.

«Территория» же первой представляет крупнейшего театрального художника наших дней – на примере размашистой видеоинсталляции, зафиксировавшей одну из ночей перформанса, длившегося 20 дней и посвященного магии повседневности.

Параллельно «Изнанке» на Малой сцене Театра Наций единственный раз будет сыгран спектакль «Тобольск. Доска почета» – работа Дмитрия Брусникина, осуществленная в Лаборатории документального театра при Тобольском драматическом театре им. П. Ершова, вербатим-сказание о земле сибирской, сотканное из подлинных человеческих историй.


От превращенной в изумительное пластическое действо повседневности и пронзительного документального гуманизма – в глобальные эмпиреи: в тот же вечер 13 октября в Новом пространстве Театра Наций стартует трехчастный цикл «Новый мир» (часть первая называется «Ярмарка милосердия», часть вторая – «Рынок страхов», часть третья – «Магазин идей»):

это не спектакль, а театрализованная дискуссия, ведущим которой станет Константин Богомолов, неукротимый разрушитель конвенций, язвительный остроумец и отличный актер.

4. Вселенная танца и города

14 и 15 октября «Территория» переносит в космос современного танца: «Фаза. Четыре движения на музыку Стива Райха» – хрестоматийный спектакль Анны Терезы де Кеерсмакер, великого хореографа, прежде никогда не бывавшего в России. 57-летняя танцовщица (учитель моднейшего Сиби Ларби Шеркауи, кумир Питера Гринуэя, апологет мистического подхода к танцу, как связующей нити между людьми, землей и небом) сама выйдет на сцену Театра Наций. Я, честно, не слишком восприимчив к танцевальному искусству, но в данном случае даже дилетант, вроде меня, понимает эпохальность события.


14-го начинается и фирменный спецпроект «Территории» «Живые пространства» – опыт по переносу театра в вопиюще нетеатральные сферы. На этот раз курирует проект Дмитрий Волкострелов, авторами выступают Александр Вартанов и , а местом игры становятся автобусные маршруты.

5. Концерт по заявкам

16-го – московская премьера собственного спектакля Дмитрия Волкострелова «Я сижу в комнате», хотя спектаклем его можно назвать только очень условно: это аудиоэксперимент, основанный на работе великого американского композитора Элвина Люсье (чей фестиваль-ретроспектива только что прошел в Москве). Описать можно в двух словах, всё, в принципе, очень просто (фразы текста-основы, прочитанные по очереди 32 зрителями, записываются на магнитную ленту и подвергаются звуковым метаморфозам).

Но и неописуемо бездонно, как практически все опыты Волкострелова.


6. Звёзды Европы

17-го октября – день, когда на «Территории» начинаются гастроли великих европейцев. Штефан Кэги и его Rimini Protokoll (Кэги, в частности, принаддежит идея проекта Cargo, самого неординарного театрального события 2017-го года в Москве) размещаются на ВИНЗАВОДе – Цех Белого станет пристанищем «Наследия. Комнат без людей», театральной инсталляции, посвященной добровольному расставанию с жизнью.


На основной сцене Театра Наций – ослепительная театральная провокация Яна Фабра «Бельгийские правила / Бельгия правит», шоу с немыслимым количеством исходящего театрального реквизита.


7. Кульбиты русской классики

20-го октября «Территорию» продолжают две неортодоксальные интерпретации – романа-эпопеи Льва Толстого и музыкальной кинокомедии Григория Александрова.

«Война и мир» – бурлескное дефиле британской компании Gob Squad; обоснуется оно в Центре им. Вс. Мейерхольда; чтобы дать о нем представление, процитирую очевидца – Романа Должанского, одного из арт-директоров «Территории»: «Вот уже более 20 лет эта двуязычная группа, сегодня состоящая из семи человек, не просто соединяет мультимедийные и театральные выразительные средства, но и разрабатывает новые способы коммуникации с публикой.

Пассивным наблюдателем зрителю здесь точно не быть.

Вот, скажем, в «Войне и мире» один из авторов-актеров просит девушку-соведущую или дать ему пощечину, или поцеловать его. Она, правда, отказывается и от того и от другого. А завтрашняя может и согласиться».


На таком фоне «Цирк», спектакль Максима Диденко (рецензия CoolConnections – здесь) выглядит бастионом классического театра.

8. Постельные сцены и революция

В последние фестивальные дни зрительский путь снова пролегает между музеем, кинозалом и театром. 21 октября «Всё, что со мной рядом» – проект аргентинца Фернандо Рубио – вызывает посетителя на интимный разговор: в постели с незнакомкой (которой может оказаться одна из участвующих в театральном контакте актрис). Дополнительное измерение этому гибриду театра и психологического эскперимента придает место действия – Музей современного искусства на Петровке.


22 октября кинозалом станет Новое пространство Театра Наций: в пандан открывавшему «Территорию» «ВМаяковскому» (и к грядущему столетию Октябрьской революции) здесь покажут игривую анимацию немки Катрин Роте «1917 – Истинный Октябрь».

А сильнейшей кодой фестиваля станет «Ближний город», поставленный Кириллом Серебренниковым в Риге, в Латвийском Национальном театре, по пьесе Марюса Ивашкявичюса.


Мне эта трагикомическая фреска о частной жизни современных горожан (они стремятся в загадочный соседний город за утолением плотских фантазий – и в надежде найти смысл и утраченные иллюзии) неожиданно напомнила давний московский спектакль Серебренникова «Откровенные полароидные снимки» в театре им. А.С. Пушкина – героями и композицией, легкостью и лихостью, странной, парадоксальной нежностью и беззащитностью. Я надеюсь, что режиссер сможет выйти на поклоны после российской премьеры «Ближнего города» – и эта мечта не окажется такой же несбыточной, как грезы героев.

Закончить этот экспресс-путеводитель по «Территории» можно только одной фразой: свободу Кириллу Серебренникову!