50-й фестиваль японского кино в России – это 10 хитовых полнометражных картин, 7 коротких мультфильмов и 5 неигровых короткометражек о детях Фукусимы: истории радости, любви и победе над болью. На открытии – новый шедевр Хирокадзу Корээды.
Действие семейной драмы «После бури» разыгрывается в тяжелых погодных условиях, накануне и во время ненастья.
Но чем сильнее шторм за оконом, тем теплее у семейного очага – а новый фильм Хирокадзу Корээды именно, что теплейший, пусть его главный герой почти забыл, что такое счастливая семья.
Рёта – разведенный отец, невезучий игрок, автор одного не ставшего бестселлером романа, теперь кое-как зарабатывающий на жизнь в частном детективном агентстве. Про таких, как он, говорят: неудачник. И ведь не поспоришь. Не строятся и отношения Рёты с сыном-школьником, большую часть времени проводящим у матери.
Однако Корээда не был бы собой, если б не привел всё происходящее к хрупкой гармонии – общему знаменателю, достижимому при любой погоде в доме и за окном.
Корээда – большой режиссер, каннский любимчик («После бури» в 2016-м участвовал в программе «Особый взгляд») и при этом – режиссер светлый, разительно отличающийся от большинства равных по силе коллег верой в доброе человеческое начало. Его каннский конкурсант 2013 года «Сын в отца» – современая сказка о двух семьях – показал, каким увлекательным может быть конфликт хорошего с лучшим. В том фильме обеспеченная молодая семья узнавала, что их пятилетний сын – не их биологический ребенок: медсестра в роддоме перепутала малышей; и следовавшее за этим открытием знакомство с другой, простоватой и не такой обеспеченной семьей, приводило не к раздорам, а, напротив, к согласию. В следующем фильме Корээды «Дневник Умимати» (Каннский конкурс 2015 года) звучат такие слова: «Я рада, что и перед смертью красота остается для меня прекрасной». Принадлежат они покойной держательнице небольшого приморского кафе, а мы слышим их из уст ее мужа, благодарящего героинь – пришедших на похороны четырех сестер: три, родные, – уже взрослые женщины, четвертая – сводная, младшая – еще девочка. И во всей этой экранизации воздушного комикса разлиты бесконечная красота и умиротворение, хотя Корээда вовсе не отменяет ни болезней, ни смерти.
Потоки любви – то, что роднит всех участников 50-го фестиваля японского кино в России, будь это смешной акробатический данс-мюзикл «Танцор-каратист», девичья комедия «Конец чудесного мира», драма о встрече современной школьницей с тетушкой-террористкой «Взрывное прошлое», семейный кинороман о жизни после трагедии на Фукусиме «Возвращение домой», авантюрная комедия «Ключ к жизни» или мистико-фантастическая молодежная байка «Призма Эносимы». Название одного из фильмов-участников – «Хочу обнять тебя» – говорит ровно о том настроении, что создают все представленные на фесте японцы.
Это – по любви.