На фестивале West Wind – эпический и интимный фильм, снятый великим югославским актером Раде Шербеджиа.
1. «Освобождение Скопье» – вдохновенно написанное кинополотно, в котором большая история Второй мировой войны неотделима от частных жизней. Название картины, выдвигавшейся Македонией на иноязычный «Оскар», мгновенно напоминает о киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение», но это, скорее, ложный след, хотя и партизанские рейды, и карательные операции оккупантов в фильме есть. Однако в центре внимания – обычные люди с их желаниями и радостями, семейные отношения, нежные и опасные связи: первая робкая влюбленность 11-летнего Зорана в еврейскую девочку-соседку, рискованный роман его матери с немецким офицером.
Одна из самых впечатляющих эротических сцен 2016-го года – в «Освобождении».
2. Балканское кино – всегда особый сплав красоты и жестокости, фантазии и реализма. В нем жизнь не течет, как долгая спокойная река, но бурлит, словно вулканическая магма.
Все знают имя Эмира Кустурицы, влияние которого ощутимо и в «Освобождении Скопье»: хмельной кураж неотделим от меланхолии, сны проникают в явь.
3. Режиссеры фильма – Данило Шербеджиа и его отец, великий югославский актер Раде Шербеджиа, для которого «Освобождение Скопье» стало дебютом в новой профессии. Шербеджиа – это балканское кино во плоти; их энергия, ярость, витальность и сила синонимичны. Другие кинематографии (включая голливудскую) мечтают о подобном драйве, поэтому Раде в мире нарасхват: его фильмография насчитывает без малого 200 названий, он играл у Франсуа Озона («Криминальные любовники») и Стэнли Кубрика («Широко закрытые глаза»), Гая Ричи («Большой куш») и Филлипа Нойса («Святой»), Мэтью Вона («Люди Х: Первый класс») и Джона Ву («Миссия невыполнима 2»).
В «Гарри Поттере и Дарах смерти» Шербеджиа превратился в болгарского мастера волшебных палочек Грегоровича.
В его собственном фильме воевавшие на стороне гитлеровской Германии болгары – враги, но интернациональное, не знающее границ и не нуждающееся в переводе изобразительное волшебство присутствует в каждом кадре.
И актерский дар Шербеджиа не стал скрывать: он отвел себе роль партизана, который в первой части картины – бравый герой, а во второй, после избиений в полицейских застенках, – наполовину парализованный, крепко пьющий страдалец.
4. «Освобождение Скопье» щедро на сочные актерские работы (кстати, ведущая македонская актриса Сильвия Стояновска, игравшая в фильме-победителе Венецианского фестиваля 1994 года «Перед дождем», приезжает на российскую премьеру). И почти у каждого персонажа – несколько лиц.
Нет однозначно правых и виноватых; природа не знает деления на черное и белое.
5. «Освобождение Скопье» – наследник феллиниевского «Амаркорда»: здесь есть своя Градиска – цыганка, готовая за 20 левов показать кое-что интересное, есть свои колоритные чудаки и негодяи.
Но главное – то же переплетение ностальгии, горечи и счастья.
6. Жанр подробного, романного склада ретро сегодня экспроприирован телевидением. «Освобождение Скопье» напоминает, как ладно он выглядит на большом экране.
7. Скопье – один из самых удивительных городов мира; единственная европейская столица, похожая на другую планету. Фильмов об этом причудливом полисе не так много; «Освобождение Скопье» – один из самых значительных.