Лирическая сказка + жестокий реализм: «Русалка» Дворжака в постановке Кристофа Лоя. В заглавной партии – Асмик Григорян
Бывают оперные спектакли, которые теряют в видеозаписи из-за крупных планов. А бывают такие, которые приобретают. Это относится прежде всего к произведениям реалистического музыкального театра. Среди них и «Русалка» Антонина Дворжака в постановке виднейшего современного оперного режиссера Кристофа Лоя, осуществленная в 2020 году на сцене Королевского театра Мадрида.
То, как выразительно играют свои роли всемирно известная литовская сопрано Асмик Григорян и ее партнеры, хочется увидеть вблизи.
Но и общие планы сцены, где происходит захватывающее действие, в которое вплетены классический балет и современный танец, удивляют красотой каждого кадра. Сценическое движение – в полной гармонии с то чарующей, то страшащей музыкой самой знаменитой чешской оперы, которую Дворжак назвал «лирической сказкой». В новом спектакле нет ни озера, ни дворца, как предписывает классическое либретто. Все происходит в синтетическом пространстве – театральном фойе, в котором мы видим то кровать сбившей себе ноги балерины-Русалки, то романтические скалы, то труп оленя. На этом фоне происходит драма травмированной Женщины-Артистки, которая обретает способность ходить, танцевать, петь и любить.
Американский тенор Эрик Катлер, исполняющий партию Принца, порвал себе ахиллово сухожилие и перенес операцию за несколько дней до премьеры. В результате Лой в срочном порядке переделал мизансцены так, чтобы Катлер мог выступить на костылях, усилив драму «хромого Артиста» и «хромого от любви Человека». Нелегко определить словами, как интерпретировать того или иного персонажа (вероятно, Водяной – директор театра, а Баба Яга, сидящая за соответствующим окошком, – театральный администратор с тяжелым характером), каждое действующее лицо – и весь блестящий ансамбль исполнителей – тут на своем месте, их эмоции передаются зрителю и трогают до глубины души.
Спектакль Лоя под музыкальным руководством замечательного британского дирижера Айвора Болтона, в сценографии Йоханнеса Лайакера и хореографии Клевиса Эльмазая отличается совершенством. К этим именам необходимо добавить и каталонского видеохудожника Чави Бовэ, выступившего в качестве режиссера записи спектакля.