Первая невесомая любовь и попытка зрелых пар решить накопившиеся проблемы, меняясь партнёрами. Мокьюментари о святом чудаке-изобретателе и анимация о союзе хрупкости и силы, номинированная на «Оскар». Безжалостная сатира на пресный мир тотальной толерантности, бесбашенное путешествие на тёмную сторону мегаполиса и забористый комедийный экшн об усталом мужчине, уходящем в отрыв со смелой женщиной. Действительно, великолепная семёрка.
«Я люблю Короче» – прекрасный прецедент: впервые российский кинофестиваль даёт возможность увидеть часть фильмов из своей официальной программы в относительно широком прокате (сборник идёт в семи городах страны в рамках проекта «КАРО.Арт»). Фестиваль «Короче» проходит в августе в Калининграде; нынешний год – юбилейный, десятый; можно считать сборник подарком фестиваля себе и людям. Я к этому проекту имею непосредственное отношение, будучи одним из трёх, вместе с Надеждой Королёвой и Артёмом Рыжковым, отборщиков.
За каждый фильм отвечаю лично.
И, честно, страшно горжусь той программой, которую мы собрали в 2021-м.
Семь фильмов, что вошли в «Я люблю Короче» – верхушка, так сказать, айсберга: только в конкурсе участвовало 36 работ, вне конкурса – 35. Какие-то из этих семи с лишним десятков фильмов я, разумеется, люблю больше («Последний гараж» вообще вошёл в мой топ лучших фильмов года), какие-то – меньше, но все они талантливы и по-разному хороши. Это была по-настоящему обнадёживающая «сезонная работа» – найти столько остроумных, ёмких, лаконичных высказываний; жаль, невозможно поделиться всеми – но тут уже расчет на индивидуальную зрительскую активность.
А на больших экранах в кино – семь избранных, которым особо повезло.
Выбору названий для «Я люблю Короче» мы, в основном, обязаны жюри: пять фильмов получили в Калининграде призы. Два других включены в сборник за крепкий и острый жанр: прокатный альманах изначально замышлялся как проект хорошего настроения. И стартует он с «Авако» Ксении Пчелинцевой, милой, летней, безмятежной, притом абсолютно достоверной истории первой любви. В главной роли – Маша Лобанова, вполне себе синефильский кумир – благодаря фильму Павла Руминова «Успех». На фестивале в Калининграде была отмечена работа оператора Антона Дорушенкова – визуальный аналог лёгкости и юности.
Обладатель приза за режиссуру «Fлюгер» – фильм актёра Антона Филиппенко, комедия уже о тех, кто повзрослел, с романтическими вздохами распрощался и теперь пытается вернуть былые чувства радикальным экспериментом: отправившись в домашний свингер-клуб на «растленном Западе», в финской глуши. Равнодушных среди тех, кому 18+, быть не может.
«Как разжечь потухший огонь» Сергея Филатова – победитель 9-го фестиваля «Короче». В этом уморительном мокьюментари тоже играет Филиппенко, развивающий образ негламурного мачо, а в главной роли – обаятельный и тонко самоироничный Кирилл Фролов: его герой – равно и чудак, и волшебник; странный и очень классный ангел, посетивший смурную Россию, открывающую свою потаённую эксцентрику.
Четвёртым идёт мультфильм «Боксбалет» Антона Дьякова, байка про «каменную башку» и танцующую красавицу (с прошлого года в конкурсе фестиваля участвуют все форматы – и игровое, и документальное, и анимационное кино). Ложной скромностью было бы промолчать о том, что российская премьера «Боксбалета» прошла на «Короче», а спустя полгода этот рисованный шедевр попал в пятёрку номинантов на «Оскар» за лучший анимационный фильм.
«Белый гетеросексуальный мужчина» Глеба Росса – комедия на злобу дня: герой Андрея Мерзликина пытается запуститься с фильмом и нарывается на беспощадную «цензуру добра». Худсовет эпохи пародийной толерантности (среди его членов можно узнать Розу Хайруллину и Дарью Екамасову) лютует почище любых комиссий советских лет.
«Бродяга Бро» Петра Тимофеева получил диплом жюри, выделившего «героя нашего времени». Лесть нашему времени – в реале оно гораздо скучнее, чем в этом бодром неформальном фильме, фиксирующему тёмные маргинальные городские черты с широкой и не лишённой здорового цинизма улыбкой.
Кода программы – боевая анархическая экшн-комедия Анны Носатовой «Перекрёсток» с Кириллом Кяро и Анной Поповой в главных ролях. В кино идёт, увы, с цензурными ограничениями: матом в зале можно, с экрана – нельзя. Такое вот время.