Женская дружба: миф или реальность


Вадим Рутковский
30 мая 2024

В прокате – итало-французская биографическая драма Леа Тодоров «Монтессори: Воспитание любовью», посвящённая изобретательнице особой педагогической системы

Честно следуя канонам байопика, «Монтессори» выполняет не только образовательную задачу; и «педагогическая поэма» – история женщины-новатора, создавшей (вопреки в общем-то, всему) уникальную систему работы с самыми трудными детьми – только часть вполне актуального фильма.


Закольцовывающие картину пролог и эпилог, в которых Мария Монтессори (европейская звезда и лауреатка каннского «Особого взгляда» Жасмин Тринка) появляется в парадоксально траурной одежде, связаны с непростым социальным статусом героини. И с её, без преувеличения, мучительными отношениями с сыном-младенцем.

Марии не повезло родиться в 1870-м году; в начале ХХ века, с которого начинается фильм, свободные взгляды на отношения не то, чтобы приветствовались.

А именно их придерживалась Мария, эмансипированная итальянская женщина-врач – в то время и в той стране, где профессия врача априори принадлежала только мужскому сословию. И брак – базис консервативного общества – для Марии был неприемлем: «нельзя строить отношения на таком преходящем чувстве, как любовь». Вследствие чего Марио, её сын от коллеги, доктора Джузеппе Монтессано, рос тайно, в объятиях деревенской кормилицы. На попечении же Марии были другие дети, которых 124 года назад называли, не зная термина «особенности развития», идиотами. Но Мария верила, что врождённые пороки развития – не приговор; и стала основоположницей системы, по которой сегодня в школах её имени учатся самые разные дети.


Это – один из пластов фильма; я до просмотра ничего про педагогику Монтессори не знал, новая информация оказалась, безусловно, интересной, я рад, что расширил кругозор.

И впечатлён тем, как режиссёр-дебютантка Леа Тодоров реконструирует деятельность своей героини – уникально работая с маленькими непрофессиональными артистами, действительно отличающимися особенностями развития.

Если бы кино остановилось на художественном описании работы и жизни Монтессори – а Тринка играет абсолютно живого человека, не статью из энциклопедии – оно бы заслуживало уважения. Особенно при том тщании в воссоздании эпохи, при тех живописных production values, которым отличается эта историческая костюмированная драма. Уважать – легко; смотреть зачастую трудно; и только правильный рассказ о настоящем человеке вряд ли можно было рекомендовать к просмотру кому-то, кроме педагогов. К счастью, фильм Тодоров объёмнее: Мария Монтессори – заглавная, но не единственная главная героиня.


Лили (французская звезда Лейла Бехти) – парижская куртизанка экстра-класса; повелительница и разорительница мужчин, дива кабаре (с её обольстительного шансона фильм, собственно, и начинается), абсолютная femme fatale. Персонаж, очевидно, выдуманный режиссёром – и превращающий частную историю «для заинтересованных лиц» в универсальный – полноценный! – фильм.

Про межчеловеческие связи; про иронию судьбы; про неисповедимые пути кровного родства;

про дружбу – в широком, на самом деле смысле; заголовок рецензии – для красного словца, а Тодоров интересно, как возникают и на чём строятся близкие отношения в принципе.


У избалованной судьбой красотки Лили – свой «скелет в шкафу», своя травматическая линия: дочь с нарушениями психики.

Странный ребёнок, которого мать и боится, и стыдится;

представляет племянницей или вовсе – как в одном из самых резких эпизодов фильма – притворяется чужой; экстремальная ситуация, которая, в принципе, проецируется на любой дисконнект детей и родителей. В фильме «дикая» девочка оказывается медиатором, связавшим «синий чулок» и гетеру; ничего, кажется, общего – как ничего общего между «здоровыми» детьми и детьми «с отклонениями». Но это только кажется; и школа Монтессори обретает материальную базу благодаря неожиданной дружбе женщин из двух непересекающихся миров (специфически местечковую ассоциацию вызывает эпизод, где Лили даёт Марии уроки красоты: это ж почти «Служебный роман», где Ахеджакова-Пигмалион строит чумичку Фрейндлих).


Фильм – при всей традиционности кинематографического языка – дельно и нескучно говорит об относительности любой нормы;

гуманизм, оптимизм, вера в возможность диалога – всё неподдельное.

И подкреплено подлинными событиями.