Фестиваль Creative Visions – это восемь отборных фильмов больших мастеров, от Фрута Чана до Джонни То. Предваряем событие кратким текстом о феноменальной кинематографии уникальной страны.
Гонконг – бывшая британская колония, ныне «особый административный регион» КНР. Законы Китая на Гонконг не распространяются, там действует собственное законодательство, основанное на английском праве.
Вот уже 23 года Гонконг удерживает первое место в рейтинге мировой экономической свободы, что, разумеется, сказывается и на кино.
Это самая популярная китайская киноиндустрия, оказавшая огромное влияние на мировое кино. Кинематография Гонконга почти стопроцентно коммерческая и жанровая, никогда не получавшая субсидий и дотаций от властей (любых) и ориентированная на экспорт и копродукции, поскольку население города, численностью в настоящий момент 7,2 млн. человек, не может окупать масштабное кинопроизводство. И кинематограф Гонконга является одной из ведущих жанровых школ в современном кино. Американские киноведы сегодня нередко пишут о «гонконгизации» Голливуда и не случайно:
Такие влиятельные американские хиты, как «Бешеные псы», «Миссия невыполнима», «Матрица», «Убить Билла», «Люди Х», «Человек-паук» и многие другие сделаны как подражания гонконгским картинам и/или при активном участии кинематографистов из Гонконга (это не считая прямых ремейков, от фильма ужасов «Глаз» и триллера «Опасный Бангкок» до полицейской драмы Мартина Скорсезе «Отступники»).
И не проходит года, чтобы не вышла новая книга, посвященная культуре Гонконга в целом или кинематографу в частности. Феномен успеха гонконгского кино не имеет аналогов в истории. Уже к началу 90-х годов прошлого века маленькая британская колония производила более 200 фильмов в год, во всех мыслимых жанрах, уступая только США по экспорту своего кино в другие страны. Актеры и режиссеры Гонконга – такие как Джеки Чан, Чоу Юньфат, Мэгги Чун, Мишель Йео, Джон Ву, Вонг Карвай, Джет Ли, Джонни То, Стивен Чоу – стали интернациональными звездами.
После присоединения Гонконга к Китаю в 1997 году и экономического кризиса 1998 года темпы кинопроизводства в Гонконге существенно снизились. Однако Гонконг сохранил автономность, собственное законодательство, многопартийную политическую систему, собственное правительство и собственную валюту (гонконгский доллар). Уникальная идентичность, положение перекрестка, где встречается множество культур, и предопределяет международный успех гонконгского кинематографа.
Современное кино Гонконга, в силу уникальности его статуса, можно разделить на два типа: картины, снятые для китайского проката, и собственно гонконгские ленты.
Дело в том, что КНР рассматривает гонконгские фильмы, если они не сделаны в копродукции с материковыми киностудиями, как иностранные, благодаря чему они не должны проходить весьма жесткую цензуру и сохраняют возможность свободного, оригинального высказывания, но при этом их шансы попасть в китайский прокат, который по общей сумме сборов уступает только прокату США и Канады, крайне невелики. Копродукции же Гонконг-Китай могут иметь большие бюджеты и приносить баснословные прибыли, однако это влечет необходимость соблюдать цензурные ограничения и вообще играть по правилам авторитарного государства. Многие кинематографисты из Гонконга переключились сегодня на производство фильмов для материкового проката. Картины, созданные гонконгскими кинематографистами, набившими руку на производстве жанрового кино, регулярно становятся хитами в Китае.
На нынешнем Фестивале гонконгского кино представлены фильмы обоих типов: как снятые в копродукции с материковыми киностудиями, так и те, что никогда не выходили в китайский прокат.
Одним из наиболее популярных жанров гонконгского кино является уся – фильм о боевых искусствах, который влиятельный американский теоретик кино Дэвид Бордуэлл назвал «важнейшим коллективным вкладом Гонконга в эстетику кино, таким же значительным, как советская монтажная теория, движение немецкого экспрессионизма и другие стилистические школы».
На Фестивале представлены сразу две картины, имеющие отношение к этому жанру: экшен-комедия «Разборки в стиле кунг-фу» и фэнтези «Молодой детектив Ди: Восстание морского дракона». Первая, поставленная «богом комедии» Стивеном Чоу, является пародией на классические уся и повествует о битве незадачливого героя, мнящего себя великим мастером кунг-фу, со злобной «Бандой смертоносных топоров», терроризирующей Шанхай 1930-х годов.
Действие второй, снятой живым классиком Цуй Харком, развивается в эпоху династии Тан, где культовый персонаж китайской истории судья Ди, российским любителям детективов известный по циклу романов Роберта ван Гулика, расследует мистические и жуткие события, происходящие при императорском дворе.
Оба фильма были большими хитами в прокате.
Гонконгские романтические комедии менее известны на Западе, но пользуются неизменным успехом в «домашнем» прокате.
За этот жанр отвечают две картины культового режиссера и сценариста Пан Хочуна «Любовь в затяжке» и «Любовь без подготовки». Они отличаются блестящими актерскими работами, остроумными сценариями и мастерски запечатленной атмосферой повседневной жизни Гонконга.
Психологическая драма «Простая жизнь» рассказывает о последних днях старой служанки, всю жизнь проработавшей в богатой гонконгской семье, и является одним из самых трогательных фильмов в истории кино бывшей британской колонии. А фильм Джонни То «Офис» представляет собой неожиданную попытку рассказать о нравах большого бизнеса посредством мюзикла.
Деловые сделки в этом фильме обсуждаются в вокальных дуэтах, топ-менеджеры делают дежурные пакости друг другу в ритме танго, а главный герой Дэвид, хоть и обкрадывает свою компанию, зато поет исключительно хорошо – даром что его играет поп-идол Изон Чан, многократно признававшийся лучшим певцом года в Гонконге и на Тайване.
Особняком стоит фильм Фрут Чана «Сделано в Гонконге». Это редкий пример артхаусного кино, снятого всего за $60 тысяч и неожиданно обретшего мировую известность. Мрачный взгляд режиссера на гонконгскую молодежь, не имеющую, согласно этому фильму, будущего, к счастью, не оправдался в последующие годы. Однако его яркое визуальное решение, необычное авторское видение не устарели с годами и сделали Чана одним из ведущих современных гонконгских режиссеров.
А самый знаменитый на Западе гонконгский жанр полицейского фильма представлен одним из лучших своих образцов – триллером «Двойная рокировка». Он повествует о противостоянии двух осведомителей: внедренного в мафию полицейского агента и члена триад, занявшего высокий пост в полиции. Оба они – чужие среди своих, и оба испытывают серьезные психологические проблемы из-за необходимости на протяжении многих лет вести двойную жизнь. В 2006 году Мартин Скорсезе сделал голливудский ремейк этого фильма под названием «Отступники».
Сегодня гонконгское кино находится в непростом положении. Многие предрекают ему скорое растворение в стремительно растущем и набирающем опыт и мастерство в производстве жанровых фильмов кинематографе материкового Китая.
Однако справедливо и обратное предположение: нынешнее китайское кино претерпевает такую же «гонконгизацию», что и Голливуд два десятилетия назад, и кто в ком растворится – это еще большой вопрос.
В любом случае, развитие китайских киноиндустрий (которых на сегодняшний день аж три – Китай, Гонконг и Тайвань) является, возможно, самым интересным процессом в современном кино.