Представляем новую кинопрограмму AMFEST ART&ARTISTS – документальные картины о художниках, изменивших культурный ландшафт за последние 150 лет. Кинопоказы стартуют в середине октября и пройдут в более 40 городах России. Это фильмы о звёздных творцах – и о людях, которые раздвинули границы привычного. Среди героев проекта – дадаист Марсель Дюшан, чья идея реди-мейд захватила мир, Рой Лихтенштейн с его картинами-комиксами. Все фильмы посвящены визионерам, определившим арт-векторы будущего. Без новаторских снимков несущихся галопом лошадей, сделанных в 1870-х годах Эдвардом Мейбриджем, не было бы кинематографа (об этом расскажет Гэри Олдман – как коллекционер этих уникальных фотографий). Осуществлённые в 1960-е художественные эксперименты Евы Гессе – инсталляции и скульптуры из «мусорных» материалов – гиперактуальны и сегодня. Особое звено программы – два фильма о творческой династии Уайетов: Эндрю, авторе шедевра «Мир Кристины» из коллекции МоМА в Нью-Йорке, и его сыне Джейми, портретисте Кеннеди и Нуреева. Есть в программе и фильм, ставящий актуальный вопрос: выживет ли профессия арт-критика или – «Критика мертва…»?
________________________________________________________
РЕТРОСПЕКТИВА БЕННИНГА: 29 марта - 7 апреля
Ретроспектива крупнейшего американского режиссёра экспериментального кино – впервые в России.
Кто такой Джеймс Беннинг? Документалист? Безусловно. Все семьдесят с лишним его фильмов (треть из которых – полнометражные) формально относятся к неигровому кино – при всем разнообразии методов. Даже если Беннинг привлекает – как в «Самоубийстве в пейзаже» – актёров для имперсонации упоминаемых реальных лиц; даже если снимает – как в совместной с Бёртом Барром «О, Панаме» – звёздного Уиллема Дефо.
Художник? Разумеется. Все его работы равно принадлежат и кинематографу, и современному искусству; музейные пространства – абсолютно своя среда для фильмов Беннинга; и инсталляции он создает с конца 1970-х годов.
Минималист и структуралист? Ещё какой. Повествовательное, нарративное кино – то, чем Беннинг никогда не грешил; его фильмы часто строятся на долгих планах, всматривании в ландшафт, бессюжетном статичном наблюдении и продолжают эксперименты, начатые в 1960-е авангардистским движением структурного кино, изобретают другой киноязык.
Философ? Конечно. Его визуальные практики восходят к трудам Генри Дэвида Торо. Искусство Беннинга – многотомный эпос осмысления связей между историей и природой, искусственными и естественными ландшафтами, частным и вечным.
Документалист, художник, авангардист, философ, а ещё – икона независимого кино, педагог, поэт. Каждое определение подходит – и ни одно не исчерпывает титаническую фигуру Беннинга.
Ретроспектива в рамках фестиваля «Амфест» – первая ретроспектива Беннинга в России. Она охватывает, насколько это возможно, разные десятилетия (часть ранних фильмов, снятых на 16-миллиметровую пленку, с которой Беннинг работал вплоть до «Рура», сам автор сегодня в кино не показывает). Не огромна, но охватить «всего Беннинга» невозможно. Семь избранных картин уже требуют немалой концентрации зрительского внимания – но и обещают немалую духовную отдачу.
«Сеанс»: Как смотреть (Джеймса Беннинга)?
«Задержите внимание в «Руре», «Ферме Мэгги» или «АЛЛЕНСВОРТе» чуть дольше, чем позволит стандартный лимит терпения, и вот, после второй, третьей монтажной склейки, после четвертой, пятой минуты всматривания в один неподвижный кадр вы начнете различать визуальные нюансы и узнавать микрособытия там, где раньше находились слепые пятна. Ваше самочувствие улучшится, окрепнет уверенность в себе как в зрителе, экранный мир никогда не станет прежним. И даже без иронии – удивительно, как изображения, сперва способные показаться пустыми и даже безжизненными, ближе к концу киносеанса могут восприниматься перенасыщенными экшеном. Весь фокус в тонкой перенастройке взгляда, которую незаметно раз за разом проделывает Беннинг».
ИСКУССТВО КИНО. Джеймс Беннинг: Человек в пейзаже
________________________________________________________
Первая волна фестиваля AMFEST прошла в Москве с 24 января по 4 февраля 2024.
В этом году AMFEST делает акцент на независимые экспериментальные работы и новые имена. Аманда Крамер, Винни Чун и дуэт Артемис Шоу и Прашанта Камалакантана прежде не появлялись на российских экранах – и это стопроцентные открытия фестиваля. Их фильмы радикально преображают привычные жанры: «Новые штаммы» переизобретают романтическую комедию, «Пожалейте меня!» подвергает мутации комическое телешоу, а «Резиденция» выворачивает наизнанку документальную хронику.